День для этого светлого праздника выбран неслучайно: Русская православная церковь почитает память святых благоверных Петра и Февронии Муромских, которые считаются покровителями семьи и брака. Как напоминает сайт журнала «Фома», брат муромского князя – Петр, тяжело заболев, отправился на поиски врача в Рязанские земли. Там он встретил Февронию. Девушка согласилась исцелить князя при условии, что он станет её мужем. После своего выздоровления Петр сдержал обещание и взял Февронию в жены.
За свою жизнь пара показала невероятную преданность друг другу. Даже когда муромские бояре взбунтовались против княгини из крестьянского сословия и потребовали у князя отказа от престола, Петр не оставил Февронию и вместе с ней покинул город. Вскоре после их ухода начались распри и смута, сам народ попросил князя вернуться и занять место законного правителя.
Перед смертью супруги приняли монашеский постриг с именами Давид и Ефросиния. Святые Петр и Феврония скончались в один день. Они завещали положить их в один гроб, который давно для себя приготовили. И по сей день мощи муромских чудотворцев покоятся в общей раке. Ныне мощи святых Петра и Февронии покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.
Традиция светского празднования дня Петра и Февронии была восстановлена жителями города в 1990-х годах: День города решили объединить с Днём семейных ценностей. Всероссийским праздником День семьи, любви и верности стал в 2008 году.
В фонде Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина есть издание, подаренное учреждению представителями издательского дома «Феврония» и Свято-Троицкого женского монастыря города Мурома. Книгу «Идеал любви и верности – святые Пётр и Феврония. Из истории Русской Православной Церкви» предваряют слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Творчеству Андрея Рублёва и художников его круга в русской литературе XVI века может быть подыскано только одно соответствие – „Повесть о Петре и Февронии Муромских“… А героиня Повести, мудрая дева Феврония, подобна тихим ангелам Рублёва». Книга заставляет задуматься о многом в наш век больших скоростей, ведь «мотив супружеской чистоты, сохранённой благодаря мудрости княгини, является одним из основных в „Повести о Петре и Февронии“».
На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с электронными копиями как старинных книг, раскрывающих историю возникновения брака и свадебных обрядов, так и современными их интерпретациями, содержащимися в научных исследованиях. В последних также отражено изменение понятия «семья» в разные периоды российской истории.
В работе А. Смирнова «Народные способы заключения брака» (1878) говорится: «Уже в древности сформировалось у Славян понятие, что супружеский союз не зависит от человеческого произвола, а наперёд определяется судьбою или божественною волею: „кому на ком жениться, тот в того и родится“, брак – „суд Божий“». В книге Смирнова рассказывается для сравнения об обрядах других стран, например, «в Китае жених и невеста едят с одной тарелки. У римлян древняя форма заключения брака была confarreatio – совместная еда. В Англии до сих пор всякую свадьбу сопровождает „брачный пирог“, который должен быть разрезан невестою».
С формированием общества и государства стали появляться законы и правила, регламентирующие различные стороны института семьи: в книге «Брак и семья» (1900) прописано, какими должны быть личные отношения супругов согласно гражданскому закону, в котором «супружеское сожительство стало определяться в народном сознании как учреждение этическое». При этом «муж обязан любить свою жену, как собственное своё тело, извинять ея недостатки и облегчать ея немощи… Жена обязана повиноваться мужу своему, как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и в неограниченном послушании».
Читатели могут найти на портале множество интересных материалов, посвящённых традиционным семейным ценностям российских императоров Романовых, – это документы, редкие кадры кинохроники, фотографии. В очерке «Император Николай» (1894) излагается отношение императора Николая I к данному вопросу: «Незадолго до женитьбы во время пребывания великого князя в одном из швейцарских городов ему доложили, что он имеет случай посетить проезжавшую через этот город из Парижа в Вену французскую императрицу, Марию Луизу. На это Николай Павлович заметил: „Место императрицы теперь при муже, а не здесь“. Он всю жизнь оставался верен своему возвышенному взгляду, в котором, как бы помимо его воли, проявлялась чисто русская черта. Как семьянин, Николай Павлович был вообще безупречен».
Взгляды на семью, на взаимоотношения мужчины и женщины кардинально поменялись после революции. Автор книги «Мораль и быт пролетариата в переходный период» Е. Ярославский (1926) подчёркивает, что новый строй создаёт семью нового типа, где два товарища совместно участвуют в социалистическом накоплении нравственных ценностей и являются ячейкой общества, на которой, прежде всего в демографическом плане, держится государство. Новый институт семьи предусматривал также общественное воспитание детей.
В фонде Президентской библиотеки можно найти и современные научные исследования, темой которых стали именно семейные ценности. Это, например, исследование Ю. Гончарова «Городская семья Сибири второй половины XIX – начала XX в.».
153 года назад император Александр II утвердил устав Русского исторического общества
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная 300-летию Российской академии наук.