Речь Председателя Российского исторического общества Сергея Нарышкина на круглом столе, посвященном 350-летию со дня рождения Петра I.
г. Москва, Дом РИО
23 декабря 2020 г.
Сегодня мы проводим круглый стол, посвящённый историческому наследию императора Петра Великого. Подготовка к празднованию 350-летия со дня его рождения ведётся на основании указа Президента России. Сформирован и действует соответствующий оргкомитет, возглавляемый заместителем Председателя Правительства Дмитрием Чернышенко. А ответственный секретарь оргкомитета – Алла Юрьевна Манилова – сегодня принимает участие в нашей встрече.
Обсудить значение Петровского наследия нас побуждает и грядущее 300-летие провозглашения России империей. Сближение нашей страны с Европой, произошедшее ещё во времена царя Алексея Михайловича – отца Петра, поставило вопрос о статусе России в тогдашней системе международных отношений.
В российской традиции титул царя приравнивался к императорскому, тогда как для европейцев он был не ясен. Только безоговорочная победа в Северной войне, одержанная над Швецией, вынудила Европу признать роль России в международных делах. В августе 1721 года был заключён Ништадтский мир, а уже 22 октября по предложению Сената и Синода Пётр Великий принял высокий титул «Отца Отечества» – Императора Всероссийского.
Практически сразу новый титул Петра признали союзники – Голландия и Пруссия, через год побеждённая Швеция признала Россию в качестве Империи, дальше этот процесс продолжался и, как вы думаете, какая из европейских стран последней признала этот титул? Да-да, это Польша.
В течение многих лет изучение выдающейся личности Петра I сдерживалось медленными темпами публикации его рукописного наследия. Первый сборник из серии «Письма и бумаги Петра Великого» вышел из печати ещё в 1887 году, однако и сегодня эта работа по-прежнему далека от своего завершения. Одной из причин её огромной трудоёмкости является неразборчивый почерк императора. Чтобы ускорить введение петровских рукописей в научный и общественный оборот, Российское историческое общество и «Сбер» инициировали проект «Digital Пётр», направленный на расшифровку автографов правителя при помощи новейших информационных технологий.
Разработчикам программы, созданной на основе искусственного интеллекта, удалось добиться очень высокой степени распознаваемости петровских рукописей. Хотел бы поблагодарить за этот выдающийся результат и руководство «Сбера», депутата Государственной Думы Владимира Михайловича Кононова, директора Санкт-Петербургского института истории РАН Алексея Владимировича Сиренова. Полагаю, что первый заместитель Председателя Правления «Сбербанка» Александр Александрович Ведяхин более подробно расскажет нам о планах по дальнейшему развитию проекта.
Ещё один вопрос, который хотелось бы обсудить сегодня, – это идея восстановления Новодвинской крепости, расположенной в дельте Северной Двины, неподалёку от Архангельска. Именно у её стен 25 июня 1701 года российский флот впервые одержал победу над шведским, считавшимся тогда одним из самых сильных в Европе. Свою роль в этих событиях сыграла и отечественная разведка. Хотя специализированной структуры в ту пору не было, структуры, которая занималась бы этой специфической функцией. Однако сбором разведывательной информации, конечно, занимались и торговые, и дипломатические представители России. О том, что противник, то есть шведы, приступил к снаряжению эскадры, которая будет направлена на север России, в Москве заблаговременно узнали от посла России в Дании – Андрея Измайлова.
В наше время Новодвинская крепость уже стала популярным туристическим объектом, который ежегодно посещают тысячи гостей. Знаю, что правительство Архангельской области и руководство музея приложили немало усилий к тому, чтобы обеспечить сохранность этого памятника. Полагаю, что предстоящий юбилей Петра I мог бы придать дополнительный импульс этой работе.
Памятники фортификации Петровской эпохи сохранились не только на Северо-Западе нашей страны. В рамках проекта Российского исторического общества по изучению объектов, связанных с оборонительными линиями XVI–XVIII веков, особое значение приобретает музеефикация так называемой Царицынской линии в Волгоградской области. Этот насыпной вал между Доном и Волгой не только хорошо сохранился, но и выгодно расположен с точки зрения туристической доступности – он находится неподалёку от федеральной трассы «Каспий».
Безусловным приоритетом внешней политики Петра I было обретение Россией выходов к морям – Балтийскому, Азовскому и Каспийскому. В наступающем году нам предстоит отметить 325-летие исторического постановления, или, как тогда говорили, «приговора» Боярской думы – «морским судам быть». Современные историки справедливо рассматривают его как решение о создании регулярного флота.
Сегодня, когда на долю морских перевозок приходится более 30 процентов мировой торговли, мы можем в полной мере отдать дань провидческому гению Петра I. Мировой океан является зоной российских национальных интересов – как из экономических соображений, так и с точки зрения обеспечения безопасности государства. А развитое кораблестроение закрепляет статус России как великой морской державы. Полагаю, что Алексей Львович Рахманов и присутствующие сегодня эксперты в сфере международных отношений подробнее осветят различные аспекты этой темы.
Благодарю за внимание.
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная 300-летию Российской академии наук.