Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

9235629836589623865982365235sdgdsgsdg-3.jpg

Вышедший на экраны в преддверии Дня Победы фильм «Собибор» напомнил обществу ещё одну страшную и героическую страницу истории Великой Отечественной войны. В картине, основанной на реальных событиях, идёт речь о единственном успешном крупном восстании в нацистском лагере смерти.

14 октября 1943 года заключённые расположенного на территории оккупированной Польши лагеря Собибор под руководством советского офицера Александра Печерского уничтожили часть охраны, открыли ворота лагеря и, за исключением примерно 150 человек, не решившихся спастись, вырвались на свободу. Из совершивших побег 320 человек, по примерным оценкам, до конца войны дожили лишь более 50, среди них и А.А. Печерский. Остальные либо погибли при побеге, либо были, в том числе при содействии местных жителей, выданы нацистам, либо сложили головы уже в составе действующей армии и партизанских отрядов.

Эта история рассказана Константином Хабенским настолько талантливо и убедительно, что у многих возник вопрос: а как же мы раньше этого не знали? Почему об этом нам не говорили? Ну, во-первых, говорили. Ещё во время войны вышел очерк Павла Антокольского и Вениамина Каверина, а затем и книга самого Александра Печерского «Восстание в Собибуровском лагере». В 1964 году в издательстве «Молодая гвардия» была издана книга В. Томина и А. Синельникова «Возвращение нежелательно». То есть эта тема, конечно, не была табуирована и в Советском Союзе. Уже в последние годы во многом благодаря усилиям людей, объединённых ныне в Фонд памяти Александра Печерского, вышел целый ряд работ. А Российское историческое общество включило имя Александра Печерского в историко-культурный стандарт, на котором основаны школьные учебники истории и которым должен руководствоваться учитель.

Во-вторых, история Собибора – это ещё одно напоминание о том, что героизм в Великую Отечественную войну действительно был массовым. А для сохранения памяти о героях нужны, конечно, специальные усилия. И в этом смысле бесценен вклад режиссера и продюсеров художественного фильма «Собибор». Так или иначе, теперь слово за историками. Именно профессионалам надлежит сделать следующий шаг для того, чтобы удовлетворить столь выраженный ныне общественный интерес. Ни в коей мере не предваряя эту работу, поделюсь несколькими соображениями.

Было бы неверно представлять Александра Печерского в роли своего рода Рэмбо (или Ильи Муромца, если угодно), который возглавил восстание в силу своего военного опыта и выдающейся боевой подготовки. В жизни он был сугубо гражданским человеком, в армии служил техником-интендантом II ранга (соответствует званию лейтенанта) в должности делопроизводителя (а по старой номенклатуре – писаря). В плен Печерский попал в первые месяцы войны в окружении под Вязьмой. Так что опытным офицером его назвать сложно. Скорее, правомерно говорить о значимости его довоенного театрального опыта – Печерский участвовал в любительских постановках, ставил спектакли в самодеятельности. И в итоге восстание в Собиборе он тоже, если можно так выразиться, «срежиссировал». Это не умаляет его заслуг, а наоборот, говорит о силе духа обычного человека в исключительных обстоятельствах.

За короткий срок (а группу советских военнопленных, в состав которой входил Печерский, привезли из Минского лагеря в конце сентября 1943 года) он смог объединить вокруг себя людей, с которыми иногда даже в прямом смысле слова не мог говорить на одном языке. Почему ему поверили, не сочли его провокатором, как он смог стать лидером существовавшего и ранее лагерного подполья? Ответы могут быть разными. Но источники свидетельствуют: ключевую роль для узников лагеря играла принадлежность Печерского и его товарищей к Красной армии. Только с советскими войсками и нашими партизанскими отрядами была связана надежда этих несчастных на жизнь и свободу. И эта надежда была очень быстро экстраполирована на таких же, по сути, обречённых, как и они, военнопленных советских солдат и офицеров.

И Печерский признавал эту ответственность, отягощённую, по всей видимости, даже некоторым чувством вины за собственное бессилие. Именно поэтому его план предусматривал не просто побег, а именно восстание. Предполагалось, что безоружные люди ликвидируют вооружённых нацистов и их приспешников, освободят узников и тем самым покончат с лагерем. План, как мы знаем, в целом удался. Правда, оставшихся в живых охранников, в основном – жителей Западной Украины, пришлось отлавливать десятилетиями. Но это уже история не про Печерского. Так же, как и то, что происходило с теми бывшими узниками, которые искали пристанища у местных жителей...

После восстания в Собиборе нацисты сровняли лагерь с землей, засадили это место сельскохозяйственными культурами. Когда меньше года спустя советские войска освободили Польшу, было проведено расследование зверств фашистских оккупантов. В этом номере «Воронцова поля» мы публикуем один из актов, составленных офицерами Красной армии на основании сообщений местных жителей (серия таких документов передана Российскому историческому обществу Центральным архивом Министерства обороны Российской Федерации). Бросается в глаза, что они прекрасно знали о лагере, но умалчивали о восстании. Похоже, это связано именно с тем, что как раз местные жители выдавали карателям бежавших узников.

Отрадно, что эта неблаговидная страница в истории наших соседей уже отчасти преодолена. Ведётся работа по созданию на месте лагеря Собибор полноценного мемориала, и остается надеяться, что этот проект станет в итоге в полном смысле слова международным и будет реализован с участием России. Во всяком случае, то внимание, с которым польская общественность приняла мировую премьеру фильма «Собибор» в Варшаве, даёт для этого определённые основания.

Ну, а в исторической памяти россиян героическое восстание в Собиборе уже заняло подобающее этому подвигу место.

Текст: Константин Могилевский

Копия

АКТ

22 июля 1944 г. мы нижеподписавшиеся капитан Красной Армии ТУРАЕВ С., лейтенант АНОХИН Ф.А. и сержант КОРНЕЙЧУК и местный житель дер. Збережье, Холмского уезда, Польши ЛУКАШУК Григорий Иванович составили настоящий акт о следующих зверствах немецкой армии на территории Польши, известных всем местным жителям:

В лесу близь жел. дор. станции Сабибур, что между Влодавой и СТУЛЬНО, на железной дороге Брест-Холм, немцы в конце 1941 г. построили секретные сооружения, куда никто не допускался. Затем сюда со всех концов стали привозить специальными эшелонами евреев. Везли их и из Варшавы, и через Брест и Холм с оккупированной советской территории, и из Франции и из Чехословакии. Евреям говорили, что их везут работать на фабрику в «город Сабибур», проезжавши мимо соседних станций евреи так и спрашивали у местных жителей – далеко ли до Сабибур, мы едем туда на фабрику. Жители отвечали, что Сабибур близко. Но сказать правду об этой немецкой «фабрике» боялись.

По рассказам людей, которые работали на этой фабрике смерти у немцев, местным жителям было известно, что на ст. Сабибур немцы построили огромные бараки, вместимостью не менее 2000 человек, с решетчатым полом. По прибытии очередного эшелона с евреями немецкая охрана приказывала всем выйти из вагонов и, прежде чем пойти на «фабрику» итти мыться в баню. Всех заставляли раздеваться и входить в «баню». Шли туда, как и приехали целыми семьями. Шли взрослые мужчины, дети, старики, женщины и девушки. Когда евреи со всего эшелона размещались в этих бараках, двери закрывались наглухо и начинала работать пущенная немцами машина смерти. Через несколько минут все было кончено. Под руководством немцев обслуживающие «фабрику» евреи из местного населения раскрывали двери и выгружали из бараков сотни трупов.

Все трупы складывались штабелями, обливались горючим и сжигались. Огромный костер начинал пылать через час после прихода эшелона с несчастными жертвами. Он горел сутками и смрад горящих человеческих тел ветром относило за многие километры на соседние деревни.

Впоследствии немцы сожгли и евреев, обслуживавших эту «фабрику смерти» и в середине 1943 г. сравняли ее с землей, осенью 1943г. запахали это место и засеяли рожью, чтобы скрыть свои чудовищные преступления.

пп капитан ТУРАЕВ, лейтенант АНОХИН, сержант – КОРНЕЙЧУК.

житель дер. Збережье – ЛУКАШУК Г.

ВЕРНО: Зав. делопроизв. отдел. информ.

ПУ I БФ – Ст. лейтенант а/с

/ИППОЛИТОВ/

30.7.44г.

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №4/2024

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

Во Владимирской области отметили 120-летие Николая Николаевича Воронина

Во Владимирской области отметили 120-летие Николая Николаевича Воронина

В декабре завершившегося 2024 года во Владимирской области отметили 120-летие со дня рождения знаменитого исследователя Владимиро-Суздальской земли Николая Николаевича Воронина.

 

Фестиваль «Наше наследие» состоялся в городе Звенигово Республики Марий Эл

Фестиваль «Наше наследие» состоялся в городе Звенигово Республики Марий Эл

20 декабря 2024 года в актовом зале Центра досуга и культуры «Мечта» в городе Звенигово прошёл фестиваль историко-документального кино «Наше наследие».

 

Научно-образовательный центр «Большой Алтай» АлтГУ отметил пятилетие своей работы

Научно-образовательный центр «Большой Алтай» АлтГУ отметил пятилетие своей работы

19 декабря 2024 года в Алтайском государственном университете прошла Международная экспертная сессия, посвящённая пятилетнему юбилею НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай».

Прокрутить наверх