Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

Лента новостей (новая)

Новая лента новостей
Федеральный историко-документальный портал. Является единым информационным пространством для любителей истории. Исторический портал публикует информацию по документальным базам данных, виртуальным выставкам и веб-ресурсам, которые финансируются фондом История Отечества и Российским историческим обществом. ... Фонд "История Отечества" - некоммерческая организация, созданная по указу Президента Российской Федерации от 6 апреля 2016 года № 163 История, Российское историческое общество, история Отечества, история России, Российская история
  1. Дело о копиях документов и корректурах на французском языке, предназначенных для сборников Русского исторического общества о царствовании Петра I и Екатерины II

    В фондах Российского государственного исторического архива (РГИА) хранится «Дело о копиях документов и корректурах на французском языке, предназначенных для сборников Русского исторического общества о царствовании Петра I и Екатерины II» (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 219), которое включает в себя исторические источники об издательской деятельности Императорского Русского исторического общества.


    Рассматриваемое архивное дело состоит из 51 листа. Оно содержит документы на французском языке, которые представляют собой копии исторических источников, подготовленные для одного из самых масштабных многотомных изданий Общества — «Сборника ИРИО». В «Сборниках» публиковались для всех интересующихся тексты источников по истории России. «Сборники» пользовались огромной популярностью у любителей истории и профессиональных исследователей наряду с «Русским биографическим словарем».

    Корректурный лист с текстом исторического источника на французском языке из «Типографии М. М. Стасюлевича», 5 февраля 1896 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 219. Л. 48–49)

    В Деле № 219 сохранились, например, корректурный лист из «Типографии М. М. Стасюлевича», датированный 5 февраля 1896 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 219. Л. 48–49), и ещё один корректурный лист, имеющий ту же датировку (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 219. Л. 50–51).

    Корректурный лист с текстом исторического источника на французском языке из «Типографии М. М. Стасюлевича», 5 февраля 1896 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 219. Л. 50–51)

    Оба архивных источника относятся к промежуточному этапу подготовки «Сборника Императорского Русского исторического общества» к изданию. В них приводятся копии эпистолярных материалов XVIII в. — переписка посла Франции в Российской империи Ж.-И. Тротти маркиза де ла Шетарди (1705–1759).

    В первом документе представлено письмо от 7 декабря 1741 г., во втором — письма от 30 ноября 1741 г., 5 декабря 1741 г., 5–6 декабря 1741 г. и два письма от 6 декабря 1741 г. Копии исторических источников объединены вопросами, которые в них поднимаются. Маркиз Шетарди рассматривает в посланиях различные аспекты международных отношений и описывает дворцовый переворот, который привёл к воцарению дочери Петра Великого — императрицы Елизаветы Петровны.

    Многочисленные рукописные исправления, внесённые в набранный в типографии текст, показывают, что при подготовке «Сборника ИРИО» к изданию проводилась тщательная многократная вычитка и корректура. Этот факт отражает высокий профессионализм всех членов и сотрудников Императорского Русского исторического общества, вовлечённых в работу по публикации текстов архивных материалов.

    Таким образом, источники из «Дела о копиях документов и корректурах на французском языке, предназначенных для сборников Русского исторического общества о царствовании Петра I и Екатерины II» (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 219) свидетельствуют о бережном сохранении Императорским Русским историческим обществом рукописных копий и корректурных листов, освещающих издательскую деятельность ИРИО.

    Российское историческое общество

  2. 28 марта 1776 года был основан Большой театр

    28 марта 1776 – дата рождения одного из самых известных и значимых оперных и балетных театров мира – Большого. Именно в этот день известный московский меценат князь Петр Васильевич Урусов получил подписанную императрицей Екатериной II правительственную привилегию на создание первой актерской труппы и на «содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений».

    Князь Урусов с большим энтузиазмом включился в процесс, но почти сразу стало понятно, что содержание такого театра – дело весьма затратное, поэтому Петр Васильевич разделил свое право на создание и содержание театра с компаньоном. Им стал Майкл Меддокс – знаменитый в то время эквилибрист и театральный механик.

    Первая актерская труппа насчитывала около 40 человек – балетмейстеров, музыкантов, актрис, танцовщиц и танцоров. Причем состав был весьма разношерстный: от приглашенных из-за рубежа звезд до крепостных артистов. Давали балет, оперу, драматические спектакли – все сразу. И очень скоро стало понятно, что труппе нужна своя сцена.

    Первое здание театра было построено в рекордные сроки – меньше, чем за полгода – на берегу реки Неглинки. Его фасад выходил на улицу Петровка. Отсюда историческое название театра – Петровский. Торжественное открытие театра состоялось 30 декабря 1780 года и стало большим событием: это был первый в Москве публичный театр такого масштаба, красоты и удобства.

    Привилегию для Меддокса через двадцать лет не продлили, а его бывший компаньон князь Урусов к тому времени уже давно отошел от дел. Театр какое-то время находился в ведении Опекунского совета, а затем был отдан на откуп князю М. Волконскому, который владел одной из лучших московских домашних театральных трупп. Вскоре театр вновь переходит «под крыло» Опекунского совета, однако Волконский фактически назначается его директором. Спустя еще несколько лет, в 1806 году, значимость театра вырастает настолько, что он обретает официальный статус императорского и переходит в ведение единой Дирекции императорских театров. А школа при Петровском театре реорганизуется в Императорское Московское театральное училище для подготовки артистов оперы, балета, драмы и музыкантов театральных оркестров – прообраз современного Московского академического хореографического училища.

    К тому времени труппа вновь была вынуждена выступать на частных сценах и различных театральных площадках – здание Петровского театра сгорело в 1805 году. Однако в 1820-х вся Петровская площадь была полностью перестроена по проекту архитектора Осипа Бове. Он же в 1824 году построил на месте сгоревшего Петровского новый театр. Фасад был украшен мощным портиком на восьми колоннах с большой скульптурной группой – Аполлоном на колеснице с тремя конями. Здание было развернуто и «смотрело» теперь на Театральную площадь – так, как стоит современный Большой театр.

    28 марта 1776 года был основан Большой театр

    Новый театр превзошел величиной даже столичный, петербургский Большой каменный театр. Современники отмечали его пропорциональность и величие.

    «Еще ближе, на широкой площади, возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон, стоящий на одной ноге в алебастровой колеснице, неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлевскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России!»,

    – отзывался о новом архитектурном шедевре Михаил Юрьевич Лермонтов в своем сочинении «Панорама Москвы».

    К тому же театр оказался очень удобным, с богатыми внутренним убранством, а зал для зрителей вмещал более двух тысяч человек. Новый театр стали называть Большим Петровским. Его открытие состоялось 6 января 1825 года. И хотя драматические спектакли продолжают идти на его сцене, все большее внимание в репертуаре начинают уделять опере и балету.

    Здание Большого Петровского театра постигла та же печальная участь, что и его предшественника: 11 марта 1853 года в театре вспыхнул пожар, который продолжался несколько дней – огонь уничтожил почти все, остались лишь обуглившиеся стены и колонны портика.

    Конкурс на восстановление театра выиграл главный архитектор императорских театров Альберт Кавос. Реконструкция здания шла стремительно: необходимо было успеть к коронации Александра II. Большой театр, практически выстроенный заново, открылся 20 августа 1856 оперой «Пуритане» В. Беллини.

    По сравнению со сгоревшим Большим Петровским театром Бове облик нового здания существенно изменился. Конная тройка Аполлона, например, была заменена бронзовой квадригой. Изменились фриз и капители колонн. А над входами по бокам театра – установили козырьки на чугунных столбах.

    28 марта 1776 года был основан Большой театр

    Зрительный зал Альберт Кавос спроектировал как огромный музыкальный инструмент. Ради акустики Кавос засыпал помещения под амфитеатром, где был размещен гардероб, а вешалки перенес на уровень партера, а вместо железного потолка был сделан деревянный. В результате Большой театр стал считаться одним из лучших в мире по своим акустическим свойствам.

    «Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанный золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала – большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров – все это заслужило всеобщее одобрение»,

    – писал Альберт Кавос.

    Большой театр пережил Гражданскую войну, революцию – именно с этой сцены было провозглашено образование новой страны – СССР. Удалось сохранить его и в годы Великой Отечественной: 22 октября 1941 года в здание Большого театра попала бомба. В результате была пробита фасадная стена и значительно разрушен вестибюль. Несмотря на голод и холод военного времени, уже зимой 1942-го начинаются восстановительные работы. Большой театр вновь откроется для зрителей уже осенью 1943 года.

    Сегодня со всей уверенностью можно сказать, что Большой театр – одно из главных действующих лиц нашей истории.

    Текст: Анна Хрусталёва

  3. 28 марта 1462 года на престол Великого княжества Московского взошёл Иван III

    В историю он вошел в первую очередь как собиратель русских земель и, по сути, создатель единого государства Российского, созидатель и мудрый дипломат – при Иване III не только расширяются границы, но и создается прообраз системы управления страной – пишутся единые законы, утверждается государственная символика, а Россия фактически становится духовной наследницей Византийской империи.

    Иван III родился в январе 1440 года в семье великого московского князя Василия II и его жены русской княжны Марии Ярославны. Это было время междоусобиц и раздробленности. Когда княжичу было пять лет, его отец попал в плен к татарам, а на престоле воцарился князь Дмитрий Юрьевич Шемяка. Однако вскоре Василий II был освобожден за большой выкуп и снова занял законный престол. Дань для Орды увеличилась. Это вызвало недовольство – против князя был организован заговор, в результате которого он был ослеплен. Так Василий II получил прозвище «Тёмный». Вместе с семьей и приближенными он укрылся сначала в Муроме, а потом отправился в Тверь, где обручил своего шестилетнего сына Ивана – будущего государя всея Руси – с дочерью великого князя Бориса Тверского – Марией Борисовной. При поддержке тверской дружины Василий II восстановил свою власть. Обвенчавшись с невестой, будучи 12-ти лет от роду, Иван становится соправителем отца. Его успехи на государственном поприще не поддаются никакому сравнению: он управляет Переславль-Залесским, уже в 15 лет совершает свой первый поход против татар, а к 20-ти годам князь возглавил войско Московского княжества.

    В начале правления Иван III получает в наследство Московское княжество с 16-ю городами и очень скоро начинает присоединение к нему соседних территорий: сажает своих «людей» на престолы соседних княжеств, а потом присоединяет их. Так к Москве примкнули Ярославское, Дмитровское и Ростовское княжества. Исключением стал разве что свободолюбивый Новгород, который был присоединен силой.

    За время правления Ивана III – с 1462-го по 1505 год – территория государства увеличилась, по оценкам историков, почти втрое. Еще при жизни Иван III получил прозвище «Великий». А известный историк Н.М. Карамзин ставил его даже выше Петра I.

    «Отселе история наша приемлет достоинство истинно государственной, описывая уже не бессмысленные драки княжеские, но деяния царства, приобретающего независимость и величие. Разновластие исчезает вместе с нашим подданством; образуется держава сильная, как бы новая для Европы и Азии, которые, видя оную с удивлением, предлагают ей знаменитое место в их системе политической. Уже союзы и войны наши имеют важную цель: каждое особенное предприятие есть следствие главной мысли, устремленной ко благу отечества. Народ еще коснеет в невежестве, в грубости; но правительство уже действует по законам ума просвещенного. Устрояются лучшие воинства, призываются искусства, нужнейшие для успехов ратных и гражданских; посольства великокняжеские спешат ко всем дворам знаменитым; посольства иноземные одно за другим являются в нашей столице: император, папа, короли, республики, цари азиатские приветствуют монарха Российского, славного победами и завоеваниями от прадедов Литвы и Новагорода до Сибири. Вот содержание блестящей истории Иоанна III, который имел редкое счастие властвовать сорок три года и был достоин оного, властвуя для величия и славы россиян»,

    – писал об Иване III Николай Михайлович Карамзин.

    Именно при Иване III Русь была избавлена от татаро-монгольского ига. Он отказался платить дань Золотой Орде. При этом часть исследователей отмечает, что он сделал это отнюдь не демонстративно, без эффектных жестов, – о том, как князь топчет и рвет ханскую басму и убивает ханских послов, летописцы сочинят историю уже позже. На самом деле, вступив на престол в 1462 году, Иван III попросту ни разу не ездил в Орду и никогда не клялся хану в верности.

    Знаменитое стояние на реке Угре, положившее конец игу, тоже было при нем. Не вступив в сражение, русские войска одержали, по сути, одну из главных побед в истории – опять же благодаря дальновидности Ивана III. Он сумел склонить на свою сторону Крымское ханство, которое регулярно совершало набеги на южные рубежи Литвы. Королю Казимиру, который должен был помочь хану Ахмату расправиться с русским войском, попросту было не до этого: он должен был защищать собственный земли. Не дождавшись поддержки, татарское войско вынуждено было развернуться.


    Фрагмент диорамы «Великое стояние на Угре». Павел Рыженко

    Впрочем, для объединения княжеств в одно государство мало было победить внешних врагов и договориться об управлении внутри страны – необходимо было создать единые законы, которые у всех были свои. Таким своеобразным «кодексом» стал Судебник 1497 года: он устанавливал одни и те же уголовные и гражданские нормы по всей стране. Объединенное государство обрело и свою символику – двуглавого орла, который и по прошествии веков остается государственным символом России.

    Кроме того, женившись во второй раз на племяннице последнего императора Византии Константина XI Палеолога Софье, Иван III по сути утвердил будущие амбиции России как наследницы Византийской империи, Москву же станут называть Третьим Римом.

    При Иване III в государстве начинается расцвет культуры: строятся монастыри, города, крепости. Именно при нем итальянскими зодчими был воздвигнут нынешний московский Кремль из красного кирпича. А на его территории появился знаменитый Успенский собор.

    Заслуги Ивана III Васильевича не подвергаются сомнению – именно он превратил Великое княжество Московское в будущую Россию, создав то самое государство, в котором мы сейчас живем.

    Текст: Вера Марунова

  4. IV Всероссийская научно-практическая конференция Гусевские чтения — 2024

    27 марта 2024 года в Московском городском педагогическом университете стартовала Всероссийская научно-практическая конференция «Гусевские чтения — 2024», посвящённая памяти выдающегося отечественного историка Кирилла Владимировича Гусева. Традиционно темой Гусевских чтений стали «три измерения политической истории России: идеология, политика, практики».

    Участие в пленарном заседании принял Председатель Правления Российского исторического общества Руслан Гагкуев, отметивший актуальность мероприятия.

    «Интересный и важный смотр научных сил, который ещё привлекает большое внимание молодёжи»,

    — сказал он.


    Руслан Григорьевич выступил перед участниками конференции с докладом о французском генерале Морисе Жанене, воспоминания которого были недавно опубликованы:


    «Не так давно мною была подготовлена к печати книга воспоминаний генерала Жанена, охватывающая период Первой мировой войны и Гражданской войны — интереснейший источник. В ближайшее время я планирую выпустить и биографическое исследование о нём, но сейчас хотел бы поговорить на его примере о восприятии России со стороны тех людей, которые профессионально всю жизнь этим занимались».


    Также Руслан Григорьевич рассказал о роли французского генерала в переломный период Гражданской войны и его отношении к России:


    «Генерал сыграл очень интересную и драматическую роль, когда в 1920 году он покидал Россию и на его долю выпала доставка во Францию для передачи представителям русской эмиграции существенной части материалов следствия Соколова об убийстве царской семьи и части останков».


    «Генерал Жанен был очень противоречив в своём восприятии России, тем не менее это тот французский офицер, который с самого начала служебной карьеры выбрал для своей специализации Россию, начав ею заниматься профессионально, находясь во Французском генеральном штабе. Его интересовала прежде всего Русская армия. Он неоднократно бывал в России. Один его визит продолжался на протяжении года — с октября 1910 года по октябрь 1911 года — и более продолжительные командировки у него были в годы Первой мировой войны».

    IV Всероссийская научно-практическая конференция Гусевские чтения — 2024

    Также на пленарном заседании главный редактор журнала «Историк» Владимир Рудаков презентовал новый проект журнала — издание «Крым: страницы истории с древнейших времён до наших дней»:

    «Второе дополненное издание охватывает эпоху крымской истории с момента расселения народа на Крымском полуострове, заканчивая событиями сегодняшнего дня. Дополнение этого тома коснулось событий последних лет».

    IV Всероссийская научно-практическая конференция Гусевские чтения — 2024

    В рамках IV Гусевских чтений пять секций по разным направлениям исторического знания, в которых примут участие более 250 докладчиков из России, Чехии, Узбекистана, Туркмении, Канады, Беларуси, Казахстана, Китая и Азербайджана.

    IV Всероссийская научно-практическая конференция Гусевские чтения — 2024

    Текст: Анастасия Димитриева

    Фотографии предоставлены пресс-службой МГПУ

    Российское историческое общество

  5. 27 марта отмечается День войск национальной гвардии Российской Федерации

    Праздник установлен указом Президента РФ от 16 января 2017 года. Дата праздника была выбрана не случайно. 27 марта 1811 года император Александр I создал новое подразделение — внутреннюю стражу.

    Современная Росгвардия возводит свою историю к этой правоохранительной структуре.

    Сегодня Росгвардия также бережно сохраняет традиции её советских предшественников — войск правопорядка НКВД и МВД СССР. Значительное место среди них занимает Отдельная мотострелковая бригада особого назначения (ОМСБОН), сформированная летом 1941 года из лучших бойцов-чекистов под командованием разведчика Павла Судоплатова. Она сыграла большую роль в обороне Москвы, а затем развернула диверсионно-разведывательную работу в тылу врага на Украине, в Белоруссии и Прибалтике.

    За годы войны более 20 бойцов ОМСБОН были удостоены звания Героя Советского Союза. Неслучайно именно сводному батальону ОМСБОН на Параде Победы было предоставлено право бросить знамёна поверженных частей противника к подножию Мавзолея.

    Руководствуясь соглашением о сотрудничестве, Российское историческое общество и Центральный музей войск национальной гвардии Российской Федерации реализуют проекты по историко-патриотическому воспитанию и популяризации военной истории. Одним из направлений совместной работы сегодня является и сохранение исторической памяти об участии наших военнослужащих в специальной военной операции на Украине.

    Напомним, 3 декабря 2021 года в Доме Российского исторического общества состоялся круглый стол, посвящённый 80-летию контрнаступления в Битве за Москву. В рамках него Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин и заместитель директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Олег Плохой подписали соглашение о взаимодействии Российского исторического общества и Росгвардии.Также в этот день в Доме РИО состоялось открытие выставки «Войска НКВД за линией фронта». В основу экспозиции легли материалы из фондов Центрального музея войск национальной гвардии Российской Федерации. На экспозиции были продемонстрированы оружие, документы и боевые награды героев Битвы за Москву.

    Поздравляем всех причастных с профессиональным праздником!

    Текст: Екатерина Романова

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №1/2024

ЗАПИСЬ НА ЭКСКУРСИЮ

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В Йошкар-Оле открылась историко-просветительская выставка «Zа Победу!»

В Йошкар-Оле открылась историко-просветительская выставка «Zа Победу!»

21 марта 2024 года на набережной у здания Государственного архива Республики Марий Эл состоялось открытие историко-документальной выставки «Zа Победу!».

 

В Курском государственном университете обсудили актуальные проблемы исторической науки

В Курском государственном университете обсудили актуальные проблемы исторической науки

20–22 марта 2024 года в Курском государственном университете состоялась ежегодная студенческая научно-практическая конференция «Актуальные вопросы исторической науки – 2024», приуроченная к 90-летию Курского госуниверситета.

 

В Волгограде открылась выставка, посвящённая событиям 2013–2014 годов на Украине

В Волгограде открылась выставка, посвящённая событиям 2013–2014 годов на Украине

22 марта 2024 года в Волгоградской областной универсальной научной библиотеке имени М. Горького состоялось открытие выставки «Евромайдан: сущность и последствия антиконституционного переворота 2013-2014 годов на Украине».

Прокрутить наверх