5 апреля 2022 года в отделе ГМИРЛИ имени В.И. Даля «Дом Любощинских — Вернадских» состоялось торжественное открытие выставки «Андрей Тарковский: про него и про кино», приуроченной к 90-летию со дня рождения классика мирового кинематографа.
Выставка повествует об истории семьи Тарковских, прослеживает глубинные связи личной истории мастера и его картин.
Важно отметить, что выставка — это оммаж семье Тарковских и попытка выстроить новую оптику, раскрывающую близкую связь отца-поэта и сына-режиссёра через звенья в их творчестве, дополняющие друг друга. Экспозиция вся состоит из перекличек: поэтических, образных и человеческих. Кино Андрея проходит через призму истории его семьи и отражается в воспоминаниях его сестры или в поэзии отца.
«Существует много прямых точек соприкосновения великих художников. Для обоих Тарковских в центре творчества находится тот самый „спектральный анализ“»,
— отметил директор ГМИРЛИ имени В.И. Даля,
член Совета Российского исторического общества Дмитрий Бак.
Был язык мой правдив,
как спектральный анализ,
А слова у меня под ногами валялись.
(Арсений Тарковский «Я учился траве, раскрывая тетрадь…», 1968)
Здесь — истоки киноязыка Тарковского и рождение его гения.
В первом зале воссоздан мир детства и ранней юности великого режиссёра. Детские фотографии, книги, рисунки и игрушки, личные вещи родителей и бабушки рассказывают о жизни семьи Тарковских в Москве, Подмосковье, Юрьевце, об увлечении Андрея театром, работе в геологической партии, занятиях живописью и фотографией.
Контрастом к этой повседневной жизни служит иное смысловое измерение — творческий диалог Андрея с отцом — замечательным русским поэтом Арсением Тарковским. Аудиоинсталляция записей голосов поэта и режиссёра создаёт эффект их незримого присутствия. Зеркало — главный визуальный образ экспозиции, отсылающий как к знаменитому автобиографическому фильму Андрея Тарковского, так и к книге «Осколки зеркала» — семейной биографии, написанной дочерью поэта и сестрой режиссёра Мариной Тарковской, ныне работающей в ГМИРЛИ имени В.И. Даля. В этой части выставки представлен живописный портрет Арсения Тарковского и его телескоп: поэт с детства увлекался звёздами, позднее был членом Всесоюзного астрономо-геодезического общества. Имя Tarkovskij присвоено малой планете № 3345 в 1988 году.
Второй зал посвящён кинематографическому наследию Андрея Тарковского. Здесь представлены киноплакаты, эскизы костюмов и декораций работы художников М. Ромадина, Е. Черняева, Н. Фоминой, И. Новодережкина, фотографии съёмок фильмов Тарковского с участием известных актёров: Маргариты Тереховой, Натальи Бондарчук, Николая Бурляева, Анатолия Солоницына и многих других. По воспоминаниям Марины Арсеньевны Тарковской, рождение Андрея совпало с началом ледохода на Волге. Образ ледохода, визуализированный с помощью световых «льдин» на стенах зала, символизирует мощную, взламывающую каноны силу, свойственную таланту Тарковского. Фестивальная «красная дорожка», ведущая к полиэкрану с фрагментами из его фильмов, дополняет этот образ. Многие предметы из коллекции ГМИРЛИ имени В.И. Даля и из собрания М.А. Тарковской — редкие издания с автографами, семейные фотографии и личные вещи отца и сына Тарковских — впервые представлены на юбилейной выставке.
Марина Тарковская, сестра кинорежиссёра, в своём выступлении на церемонии открытия подчеркнула, что представленная выставка впервые говорит о Тарковском как о человеке, что удивительно важно и необходимо. С момента «сталкеровского» изречения «Человеку нужен человек» прошло много времени, а ретроспектива, внимательная к личности её брата, появилась лишь сейчас. Как отметила Марина Арсеньевна, перед нами выставка-становление, повествующая о формировании Андрея, важной роли, сыгранной в его жизни отцом и матерью, «которая его слепила», о его игрушках, рисунках и многочисленных талантах. В какой-то мере только здесь мы может проследить творческий генезис кинорежиссёра.
Режиссёр-мультипликатор, сценарист и художник Юрий Норштейн в своё выступлении уделил внимание другому важному аспекту гения Тарковского:
«Есть в кинематографе лукавая сила, но если человек, попавший в кинематограф, охвачен подлинной культурой и историей, охвачен этим пожаром, то и кино его становится выдающимся искусством».
Фото с сайта: https://goslitmuz.ru
Новые смыслы постоянно возникают при обращении к наследию Тарковского. Классик не может быть статичен — он рождается в новом поколении, являясь, по словам киноведа Наума Клеймана, вечным ребёнком:
«Молодые знают о Тарковском больше, чем мы, потому что мы не знаем и не понимаем того, что знают они».
В этом предчувствии и в постоянном перерождении Наум Клейман видит вечную актуальность и свежесть автора.
«Классик всегда нуждается в нашей заботе, как ребёнок»,
— так историк кино объяснил, почему такая мощная фигура, как Тарковский, требует музейного внимания.
«Семья Тарковских — это вселенная»,
— так Дмитрий Бак завершил церемонию открытия и пригласил всех в пространство выставки, которая продолжит работу до 21 августа 2022 года.
Текст: Полина Животова
По материалам сайта Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
12 мая 2024 года отделение Российского исторического общества в Республике Марий Эл, действующее на базе Государственного архива Республики Марий Эл, приняло активное участие в организации работы праздничной площадки в рамках проведения традиционной Пасхальной ярмарки в Царевококшайском Кремле Йошкар-Олы.