Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

Виртуальная выставка работ мастера исторической живописи Аполлинария Васнецова
Картина А.М. Васнецов. Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце 17 века. Источник: https://mosmuseum.ru

Музей Москвы представил виртуальную выставку «Певец древней Москвы», приуроченную к 90-летию со дня смерти Аполлинария Михайловича Васнецова (1856 — 1933), известного русского художника, «поэта древней Москвы». В экспозиции представлены его графические и живописные работы, литографии, открытки, рукописи из собрания Музея.

Аполлинарий Васнецов родился в селе Рябове Вятской губернии. Уже в раннем детстве у Аполлинария проявилась любовь к рисованию: сказалось влияние старшего брата Виктора, впоследствии знаменитого художника. Но систематического художественного образования Васнецов-младший не получил.

В 1872 — 1875 годах Аполлинарий жил с братом Виктором в Петербурге, готовясь к поступлению в Академию художеств. Здесь юный А. Васнецов знакомится с И.Е. Репиным, В.М. Максимовым, И.И. Шишкиным, А.И. Куинджи, В.И. Суриковым, М.М. Антокольским и другими художниками. Встречи с ними благотворно повлияли на формирование будущего художника, со многими завязалась дружба, сохранившаяся на всю жизнь. Поскольку Васнецова не было диплома о среднем образовании, он не смог поступить в Академию художеств. Получив диплом народного училища, он уехал работать учителем в селе Быстрица Вятской губернии.

Осенью 1878 года Васнецов приехал в Москву к брату Виктору. «Прибытие мое в Москву было решительным поворотом… в искусстве», — писал Аполлинарий Михайлович в статье «Как я сделался художником и как и что работал». В первопрестольной он стал заниматься живописью, в 1880-е годы сблизился с членами Абрамцевского художественного кружка С.И. Мамонтова, объединявшего крупнейших деятелей русского искусства.

В 1883 году на выставке передвижников появилось первое значительное произведение А.М. Васнецова — «Серенький день», — имевшее успех и приобретенное П.М. Третьяковым. В 1888 году Аполлинарий Михайлович был принят в Товарищество передвижных художественных выставок. В 1900 году художник получил звание академика. После смерти И.И. Левитана он возглавил пейзажную мастерскую в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901 — 1918).

С конца XIX века А.М. Васнецов, будучи уже сложившимся пейзажистом, обратился к изучению истории и археологии древней Москвы, поставив своей целью «проникновение в темную даль пошлого посредством пейзажей». Толчком к этому послужили участие в юбилейном (1891 года) издании сочинений М.Ю. Лермонтова, для которого А.Васнецов делал иллюстрации, а так же работа над эскизами декораций к постановке оперы «Хованщина» М.П. Мусорского в Русской частной опере С.И. Мамонтова (1897). Исторический пейзаж древней русской столицы становится основной и главной линией его творчества. А.М. Васнецовым было написано более ста произведений, правдиво и поэтически воскресающих облик древней Москвы.

В 1900-1910-ых годах А.М. Васнецов почти всецело посвятил свое творчество архитектурному облику древней русской столицы. Член Московского Археологического общества (с 1901 года), председатель комиссии по изучению старой Москвы (1918-1928), прежде чем создать то или иное произведение, посвященное «седой древности московской», Васнецов разносторонне прорабатывал любую тему, опираясь на научные данные своего времени. Художник тщательно изучал иконографию Москвы, анализировал древние планы, проводил топонимические изыскания, проявлял интерес к древней гидрографии, геоморфологии, черпал сведения из летописей, записок иностранцев, этнографических материалов. А.М. Васнецов изучал труды таких историков, как Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, М.В. Довнар-Запольский, С.К. Богоявленский, прислушивался к личным советам и указаниям знаменитого археолога И.Е. Забелина, своего наставника в изучении истории города. Художник принимал личное участие в археологических раскопках, проводимых в Москве в местах нового строительства или ремонтных работ.

В 1920-х годах А.М. Васнецов, несмотря на преклонный возраст, много и плодотворно работал. В начале двадцатых годов появляется целый ряд произведений по заказу Московского коммунального музея (ныне ГБУК «Музейное объединение «Музей Москвы»), в создании которого художник принимал деятельное участие. В этих картинах последовательно, век за веком (с XII по XIX столетие), прослеживается история Москвы. А.М. Васнецов выполнил ряд произведений с видами Московского Кремля в разные эпохи его культурного развития, начиная от деревянных стен XII-XIV столетий и заканчивая его расцветом в XVII веке. Музей постоянно экспонирует работы этого периода: «Москва-городок», «Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году», «Московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III».

А.М. Васнецов умер в Москве 23 января 1933 года. Художник похоронен на московском кладбище «Введенские горы». На памятнике, который установлен на могиле А. Васнецова, высечены следующие слова:

«Художнику — историку — мыслителю».


По материалам сайта Музея Москвы

Российское историческое общество

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

ЗАПИСЬ НА ЭКСКУРСИЮ

Вестник №4/2023

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В Хабаровске состоялась лекция о докторе исторических наук Юрии Николаевиче Ципкине

В Хабаровске состоялась лекция о докторе исторических наук Юрии Николаевиче Ципкине

26 февраля 2024 года в конференц-зале Гродековского музея состоялся открытый лекторий «Историки об историках».

 

Алтайские историки встретились с руководителем Национального центра исторической памяти

Алтайские историки встретились с руководителем Национального центра исторической памяти

29 февраля 2024 года Алтайский государственный университет с рабочим визитом посетила историк-архивист, руководитель Национального центра исторической памяти при Президенте Российской Федерации Елена Малышева.

 

Приморские учёные представили электронную базу данных «БАМ: сквозь пространство и время»

Приморские учёные представили электронную базу данных «БАМ: сквозь пространство и время»
Источник: http://ihaefe.org

Приморские учёные представили электронную базу данных «БАМ: сквозь пространство и время», посвящённую истории Байкало-Амурской магистрали.

Цех историков

Владимир Аронович Хавкин. Самый неизвестный учёный России

Владимир Аронович Хавкин
На фото: Владимир Аронович Хавкин

В течение столетий едва ли не самыми смертоносными недугами на планете считались холера и чума. В наше время эти грозные болезни продолжают своё шествие по странам земного шара, но из всего числа инфицированных теперь умирает лишь малая часть.

 

Трудности перевода. Стихи Марины Цветаевой на монгольском языке

Трудности перевода. Марина Цветаева на монгольском языке
Марина Цветаева. «Что другим не нужно — несите мне…»

Возможно ли передать средствами монгольского языка образную систему, художественные особенности, суть и душу русской литературы? Насколько монгольская культура может воспринять чуждые ей сюжеты и мелодику речи, найти эквиваленты в своём языке и культуре? Обращение к стихам такого сложного поэта, как Марина Цветаева, даёт ответы на эти вопросы.

Трибуна

«Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России»

Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.

 

Речь Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

Текст выступления президента Российского государственного гуманитарного университета, члена Совета Российского исторического общества Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

 

Егор Щекотихин - «В небе над Орлом развернулась воздушная война, равной которой до сих пор еще не было...»

Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».

Monographic

Россия в ХХ веке: как экономика определяла историю, а история – экономику

В 2019 году при поддержке фонда «История Отечества» вышел документальный фильм «Экономическое чудо».

В 2019 году при поддержке фонда «История Отечества» вышел документальный фильм «Экономическое чудо».

 

Археография: символ свободы или жертва идеологии?

2938659823698562398652.jpg

Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».

 

Жалобные книги советских предприятий торговли и общественного питания

23985982365896293856293865982632.jpg

Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].

Прокрутить наверх