Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

В РГБ проходит выставка, посвящённая русскому песенному лубку
Русская пляска : лубок. Фото с сайта: https://www.rsl.ru

15 июня 2022 года в Доме Пашкова открылась экспозиция «Русский песенный лубок. Выставка потешных картинок дореволюционной России из фондов РГБ».

Она раскрывает специфику особого вида народного творчества — лубка, совмещающего в себе характерные черты графики и народной песни.

Термин «лубок» происходит от названия внутренней части коры дерева, из которой получали доски особого пиления. Они назывались луб (первоначально использовалась липа, позже — груша, клён). Изготовление лубка проходило по определённой схеме: на липовую доску наносился карандашный рисунок, затем по рисунку делали углубление ножом в тех местах, которые должны были оставаться белыми. После этого доска с нанесённой краской прикладывалась к бумаге и оставляла на ней чёрные контуры картинки. Лубок является специфическим видом графики. Он выполнялся в разных техниках: ксилографии, гравюры на меди, литографии, дополнялся потом ручной раскраской. Интересно, что изначально раскраской занимались женщины и дети. Позже, во второй половине XIX века, появились профессиональные художники-гравёры, например у издателя Ивана Дмитриевича Сытина.


На выставке представлены наиболее заметные разделы песенного творчества: песни народные и на стихи русских поэтов, городской романс и песни из оперного репертуара.

Лубок был особенно широко распространён в России со второй половины XVII столетия и до конца XIX века. Для этого вида графики характерен лаконизм и колоритные изобразительные средства при общей простоте техники, ему присущи ёмкость образов и доходчивость текста. При всей своей простоте лубочные картинки поражают разнообразием сюжетов. Среди множества вариантов наиболее привлекательными являются песенные, воспроизводящие тексты и сюжеты народных и городских песен, песен-романсов.

В РГБ проходит выставка, посвящённая русскому песенному лубку
Эй, сударка, лебедь белый! : песня : лубок. Москва : Типо-литография торгового дома Е. Коновалова и Ко, [189-]. Фото с сайта: https://www.rsl.ru

Песня-лубок — это народная история, живая и яркая, полная разнообразных красок и настроений. Все стороны жизни отразились в них: всякое дело, веселье и печаль народ сопровождал песнями. В русском обществе в 20–30-е годы XIX века наблюдался особый интерес к фольклору, выразившийся в собирании народных песен и их публикации. Примером могут служить демонстрируемые в экспозиции некоторые нотные сборники.

Произведения знаменитых русских поэтов, таких как Константин Николаевич Батюшков, Алексей Васильевич Кольцов, Александр Сергеевич Пушкин, на протяжении второй половины XIX века наиболее массово издавались именно в лубочной картинке. Стихи публиковались часто без указания автора, а яркие изображения позволяли приобщиться к поэтическим посланиям людям бедным и неграмотным. Нотный фонд РГБ также богат романсами на стихи великих русских поэтов золотого века.

Впервые экспонируется серия песен-лубков — комических куплетов и шуточных песенок — на тексты русского писателя, драматурга, публициста Николая Ивановича Фалеева (1872–1941), который писал под псевдонимом Чуж-Чуженин. Песни положены на музыку малоизвестного композитора Виктора Гавриловича Пергамента (1872–1922), который проявлял свой талант на театральных подмостках.

На выставке представлены издания самой известной ямщицкой песни «Тройка». В музыкальном фонде Ленинки хранится множество обработок и аранжировок этой песни, привлекавшей и исполнителей, и композиторов. Интересен факт, что в 1828 году была написана самая первая «Тройка» с текстом Фёдора Николаевича Глинки («Вот мчится тройка удалая…») и музыкой композитора Алексея Николаевича Верстовского. Песня имела огромный успех.

Интересная история бытования и появления в печати у русской народной песни «Лучина, лучинушка», представленной в виде лубка и нотного издания. По мнению фольклористов, песня впервые была записана в Тверской губернии Александром Сергеевичем Пушкиным, что придаёт ей особое значение.

Заметное место на выставке занимает цыганский романс, один из самых популярных жанров XIX века. Картинка-лубок «Мой костёр в тумане светит» иллюстрирует песню того же названия. Текст популярного цыганского романса принадлежит поэту Якову Петровичу Полонскому, а авторство музыки вызывает много споров. Существуют нотные издания и звукозаписи, где композитором представлен Фёдор Садовский, о котором почти ничего не известно. Некоторые музыковеды считают, что это сочинение автора романсов и руководителя цыганского хора Якова Фёдоровича Пригожего, хотя и его обвиняют в заимствовании мелодии из вальса «Студентка» французского композитора Эмиля Вальдтейфеля. Этот романс был украшением репертуара Надежды Васильевны Плевицкой, Вадима Алексеевича Козина, Ляли Чёрной.

Отдельную тематическую группу представляют лубки, созданные на основе музыкально-сценического жанра. На выставке можно познакомиться с примером таких лубков. Они выступают в качестве иллюстраций к изданию клавира оперы «Аскольдова могила» (1842–1843) Алексея Николаевича Верстовского.

Народные картинки и ноты с текстами песен активно издавались до начала ХХ века. Среди издателей лубка, представленных на выставке, Антон Абрамов, Иван Дмитриевич Сытин и другие. Ноты выходили в нотных издательствах Петра Ивановича Юргенсона, Юлия Генриховича Циммермана, Карла Леопаса и других.

Ознакомиться выставкой можно до 30 сентября 2022 года.

Текст: Полина Животова

По материалам сайта Российской государственной библиотеки

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №3/2024

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

Подведены итоги летней археологической экспедиции на памятнике «Гащенка, городище-1»

В Амурской области подвели итоги летней археологической экспедиции на памятнике «Гащенка, городище-1»

В июле-августа 2024 года, к 70-летию Дальневосточной археологической экспедиции, Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области провёл археологическую экспедицию на памятнике «Гащенка, городище-1».

 

Личность Александра Васильевича Колчака обсудили на круглом столе в архиве Омской области

Личность Александра Васильевича Колчака обсудили на круглом столе в архиве Омской области

В Центре изучения Гражданской войны Исторического архива Омской области состоялся круглый стол «Верховный правитель России А.В. Колчак: личность и память».

 

К 300-летию поэта и мыслителя Востока Махтумкули Фраги в Астрахани прошёл круглый стол

К 300-летию поэта и мыслителя Востока Махтумкули Фраги в Астрахани прошёл круглый стол

В филиале Астраханского государственного объединённого историко-культурного музея-заповедника состоялся круглый стол, приуроченный к 300-летию Махтумкули Фраги.

Прокрутить наверх