Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

В Новгородском музее-заповеднике можно увидеть сокровища античного Танаиса

С 15 июня в Главном здании Новгородского государственного объединённого музея-заповедника работает выставка «Танаис — город на краю Ойкумены». Выставка посвящена городу Танаис, который был основан греками, выходцами из Боспорского царства, в устье реки Танаис (Дон) в конце первой четверти III в. до н. э.

На выставке из собрания Археологического музея-заповедника «Танаис» представлено более 200 подлинных предметов III в. до н. э. — V в. н. э.: столовая и парадная посуда, стеклянные и металлические украшения, предметы быта и культа, оружие.

Танаис был самой северо-восточной точкой на карте античной цивилизации. Благодаря выгодному географическому положению Танаис постепенно превратился из небольшого поселения в крупный цветущий город, который до середины V в. был главным пунктом торговли и товарообмена между представителями цивилизованного мира и жителями степи. История города восстанавливается на основании ежегодных археологических исследований, которые ведутся в Танаисе с 1955 года по настоящее время.

В ранний период своего существования город состоял из акрополя — центральной части, окружённой мощной крепостью, а также Западного района и пригорода. Археологические раскопки показали, что лучше всего сохранился до нашего времени Западный район города — небольшие усадьбы горожан, между которыми проходят узкие кривые улицы, извивающиеся, как змеи. Дома каменные с камышовыми крышами, под домами нет подвалов. В центральной же части города в эллинистическое время была регулярная планировка.

Танаис был большим торговым центром, его жители вели торговлю с греками и своими степными соседями — воинственными кочевыми сарматами. Кочевники привозили для обмена рабов, кожи и другие свои товары, а греки предлагали им одежду, вино и всё, что свойственно «цивилизованному образу жизни». Кроме того, жители города занимались рыболовством, ремёслами. Лепная посуда — тоже местного производства, она не была предметом дальней торговли.

В танаисских подвалах первой половины III в. н. э. находят сотни мелких узкогорлых светлоглиняных амфор одного типа. Некоторые из них имеют клейма на горлах: вероятно, в это время клеймилась небольшая часть из партии изготовленных амфор. Намного чаще на них встречаются надписи красной краской.

В первые века н. э. была широко распространена краснолаковая посуда. Сосуды имеют разнообразные формы: тарелки, чашечки, глубокие чаши, кубки с двумя ручками или канфары, горшочки с круглыми ручками, есть фрагмент овального рыбного блюда. Не редкость в быту жителей Танаиса и краснолаковые кувшины.

В первые века нашей эры в быту древних греков была и стеклянная посуда. В Танаисе стекла заметно меньше, чем в других городах Боспора. В этот период ремесленники изготовляли много стеклянных бус. В Танаисе находят бусы из стекловидного материала голубоватого цвета — фаянса.


На выставке представлены изделия из бронзы. Бронзовые светильники — дорогие для того времени вещи. Очень интересны фибулы — застёжки для одежды. Производство их в городе подтверждают найденные при раскопках брак и детали этих застёжек. Вероятно, городские мастера делали и несложные в изготовлении браслеты, перстни, серьги, кольца, пряжки для ремней.

Демонстрируются и сосуды местного производства. Широко представлена посуда, сделанная по технологиям меотов. Она серого, реже коричневого цвета, изготовлена на быстро вращающемся круге. Многие сосуды имеют блестящую лощёную поверхность. Формы разнообразны: кувшины, кружки, кубышки, миски. Такую посуду изготавливали донские меоты, возможно, в том числе и ремесленники Танаиса. Представлена и лепная посуда, сделанная без гончарного круга. Она самая простая, дешёвая; предметом торговли не являлась, её изготавливали местные жители.

Древний Танаис просуществовал почти восемь веков. За этот большой промежуток времени вокруг города образовалось огромное кладбище — некрополь — город мёртвых, как называли его греки. Некрополь начинался за городскими стенами и окружал Танаис со всех сторон. Сейчас вблизи городища не видно следов захоронений, а дальше в степи заметны распаханные курганные насыпи. Среди них выделяется своими размерами Царский курган — северная граница некрополя. Раскопки показали, что у стен города находится грунтовый могильник, где над могилами стояли надгробия или, вероятно, надгробные камни. Далее в степи расположены курганы.

Выставка будет работать до 30 августа 2022 года.

Текст: Полина Животова

По материалам сайта Новгородского государственного объединенного музея-заповедника

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №3/2024

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

Подведены итоги летней экспедиции курских археологов на Шуклинском городище

Подведены итоги летней экспедиции курских археологов на Шуклинском городище

Члены Совета Курского отделения РИО — сотрудники Посемьской экспедиции НИИ археологии юго-востока Руси Курского государственного университета и студенты исторического факультета во главе с директором, профессором Владимиром Енуковым —в 2024 году продолжили исследования на городище Шуклинского археологического комплекса на правом берегу реки Тускарь.

 

Поисковики установили имя погибшего в 1942 году на Орловщине лётчика Красной армии

Поисковики установили имя погибшего в 1942 году на Орловщине лётчика Красной армии

Поисковики объединения «Огненная дуга» рассказали, что по итогам «Вахты памяти 2024» нашли обломки самолёта и на основании найденного номера установили имя погибшего лётчика — сержанта Ивана Васильевича Башкирова, лётчика 198-го штурмового авиационного полка 233-й штурмовой авиационной дивизии 1-й Воздушной Армии.

 

В Нижнем Новгороде обсудили идеи государства в отечественной и мировой культуре

В Нижнем Новгороде обсудили идеи государства в отечественной и мировой культуре

27-28 сентября 2024 года Нижегородское отделение Российского исторического общества провело Всероссийскую научно-практическую конференцию «Идеи государства и государственности в отечественной и мировой культуре».

Прокрутить наверх