Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

Книжная иллюстрация из собрания графики Музея современной истории России
Фото с сайта: https://www.sovrhistory.ru

7 июля 2022 года в Государственном центральном музее современной истории России открылась выставка «На языке сердца и красоты». На выставке представлены издания произведений классиков русской литературы с иллюстрациями знаменитых художников.

Уникальная графика и книги из коллекции Музея современной истории России демонстрируют, как иллюстрация постепенно превращается из приложения к тексту в отдельное произведение искусства.

Среди экспонатов — дореволюционные издания Михаила Лермонтова и Льва Толстого с работами Михаила Врубеля и Евгения Лансере, первый сборник поэмы Александра Блока «Двенадцать» с рисунками Юрия Анненкова; советское собрание сочинений Николая Гоголя, оформленное Кукрыниксами. Иллюстрации представительницы «Мира искусства» Анны Остроумовой-Лебедевой, возродившей технику ксилографии, превращаются в путеводители, уводящие из «правды быта» в «истину бытия». В контексте модерна, где реальность переплавляется в нечто зыбкое, неустойчивое, читаются литографии Мстислава Добужинского к альбомам о Петербурге.

Иное мировоззрение нёс литературный авангард, говоривший на языке активного политического действия, отрицания прежних культурных оснований, поиска и открытия нового. Вершиной этого стала журнальная и плакатная графика 1920-х годов.

Трагедию «пролога ХХ века» — Первую мировую войну 1914–1919 годов как событие античеловеческое — показывает Александр Дейнека в иллюстрациях к роману Анри Барбюса «Огонь», намеренно стирая индивидуальность и человеческие черты бойцов, превращая их в направляемые внешней волей автоматы.

К 1960-м годам ведущим направлением графики становится «суровый стиль» с характерной сдержанной, условно-обобщающей формой, динамичностью, лаконичным выражением средств и приёмов. 1970–1980-е годы — время образных и пластических исканий.

В коллекции также есть иллюстрации Евгения Матвеева к «Капиталу» Карла Маркса. Плакатно обобщённые, насыщенные композиционной экспрессией образы отражают многоплановое содержание главной работы по политической экономии в условиях глобального финансового кризиса.

Выставка продолжит работу до 25 сентября 2022 года.

Текст: Полина Животова

По материалам сайта Государственного центрального музея современной истории России

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №3/2024

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

Подведены итоги летней археологической экспедиции на памятнике «Гащенка, городище-1»

В Амурской области подвели итоги летней археологической экспедиции на памятнике «Гащенка, городище-1»

В июле-августа 2024 года, к 70-летию Дальневосточной археологической экспедиции, Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области провёл археологическую экспедицию на памятнике «Гащенка, городище-1».

 

Личность Александра Васильевича Колчака обсудили на круглом столе в архиве Омской области

Личность Александра Васильевича Колчака обсудили на круглом столе в архиве Омской области

В Центре изучения Гражданской войны Исторического архива Омской области состоялся круглый стол «Верховный правитель России А.В. Колчак: личность и память».

 

К 300-летию поэта и мыслителя Востока Махтумкули Фраги в Астрахани прошёл круглый стол

К 300-летию поэта и мыслителя Востока Махтумкули Фраги в Астрахани прошёл круглый стол

В филиале Астраханского государственного объединённого историко-культурного музея-заповедника состоялся круглый стол, приуроченный к 300-летию Махтумкули Фраги.

Прокрутить наверх