7 июня 2023 года в Музее-квартире А.Н. Толстова открылась выставка, посвященная исследованию темы охоты в русской литературной и культурной традиции. Экспозиция рассматривает в общем контексте «охотничьи страницы» русской литературы и страницы биографий русских писателей, увлеченных охотой.
Героями выставки стали Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой, И.С. Тургенев, приходящийся А. Н. Толстому дальним родственником по линии матери, Александры Леонтьевны Бостром, урожденной Тургеневой, а также современники А.Н. Толстого М.М. Пришвин и В.Я. Шишков.
Создатели выставки наглядно демонстрируют, как отражалась «охотничья» тема в творчестве её героев, какой из видов охоты был предпочтительней каждому из них, каковы были последствия или «послевкусие» охотничьих походов, будь то травля волка, охота на приваде или на берлоге, глухариный ток, охота на диких уток, рыбная ловля или просто фотоохота.
Охота была традиционной частью усадебного быта русских помещиков, и Л. Н. Толстой был знаком с охотничьим делом с детства. Сцены псовой охоты детально изображены в романе «Война и мир». Толстой описывает азарт Николая Ростова как «непреодолимое охотничье чувство, в котором человек забывает все прежние намерения, как человек влюбленный в присутствии своей любовницы». И. С. Тургенев садился за стол и писал, «документировал» свои охоты, дополняя их чудесными пейзажами, персоналиями и их портретами в своих знаменитых «Записках охотника». А. Н. Толстого занимала скорее не охота как таковая, а охотники, окружавшие его, их разговоры, диалекты, охотничьи байки, повадки животных и птиц, — всё, что могло бы стать сюжетом для его собственных охотничьих побасенок. У В. Я. Шишкова, автора «Угрюм-реки», это таёжный колорит, особенности сибирского характера, отвага сибирских мужиков, идущих с одной рогатиной на медведя. А Пришвин писал в дневнике: «...выработалась у меня через охоту специальная способность воспринимать природу и описывать свои впечатления: для меня, как и для ученого-зоолога, охота стала, главным образом, в помощь работе…».
На выставке представлены портсигар А.Н. Толстого, пестерь (берестяной короб) М.М. Пришвина, офортная доска «Рыболовы» в исполнении Д.В. Григоровича, всевозможные охотничьи коробки, пробирки для пороха, фляга Вяземских и другие связанные с охотой экспонаты. Экспозицию дополняют иллюстрации и картины с охотничьими сюжетами О.Г. Верейского, П.И. Челищева, Н.Е. Сверчкова, А.З. Иткина и др.
Центральный экспонат выставки — никогда ранее не выставлявшийся и не опубликованный охотничий дневник А.Н. Толстого из архива ИМЛИ РАН.
Выставка продолжит работу до 26 июля 2023 года.
По материалам сайта Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная 300-летию Российской академии наук.