Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

2359823857238758237857237527357.jpg

Около музейного крыльца актёры в костюмах «первых строителей коммунизма» встречали театральным представлением, танцами и игрой на баяне приглашённых на торжественное открытие экспозиции гостей.

Аутентичности добавляли соответствующие духу революционной эпохи напитки и закуски.

Официальная часть состоялась уже в павильоне музея. Директор Музея Москвы Алина Сапрыкина в своём приветственном слове подчеркнула, что выставка станет первым событием в рамках большого празднования юбилея советского и российского театрального режиссёра, актёра и педагога Юрия Петровича Любимова, родившегося 30 сентября 1917 года и ушедшего от нас в октябре 2014 года.

Леонид Печатников, заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития, который был хорошо знаком с великим режиссёром, отметил, что всё оформление выставки выполнено очень «по-любимовски». «Огромное счастье, что мы имеем возможность отмечать юбилей Юрия Петровича Любимова с таким размахом», - подчеркнул в своём выступлении Печатников.

Вдова Юрия Любимова Каталин Любимова, возглавляющая благотворительный фонд его имени, сердечно поблагодарив организаторов выставки, так объяснила свой выбор экспозиционной площадки: «Юрий Петрович в пятилетнем возрасте приехал в Москву и поселился в этом районе. Позже он много раз посещал выставки в Музее Москвы и очень любил его».

После официальной части гости отправились в увлекательное путешествие по лабиринту экспозиции, выстроенной таким образом, что посетители выставки становятся как бы участниками своеобразного театрального действа. Переходя из зала в зал, они перемещаются между спектаклями Юрия Любимова. Создается ощущение пребывания за сценой, на сцене и перед сценой. 

Интерактивность – ключевая особенность этой выставки. Постучав по барабанам в одном из залов, можно услышать текст легендарной постановки «Добрый человек из Сезуана». В одном из помещений можно увидеть бегущую строку, отсылающую к вынужденной эмиграции Любимова. Расположенные на стене этого зала наушники позволяют прослушать оперные постановки, поставленные режиссёром за рубежом. Наконец, в зале «Гамлета» следует быть осторожными – рискуете в прямом смысле оказаться ногой в могиле. Совершив последний поворот, посетители выставки оказываются в помещении, где уместились сразу два десятка постановок Юрия Петровича. Кураторы воссоздали в миниатюре сцены из его спектаклей последних лет – «Театрального романа», «Бесов», «Медеи», «Живаго». Пока вы рассматриваете многочисленные декорации, внезапно может зазвонить телефон, расположенный на массивном рабочем столе в центре зала. Обязательно поднимите трубку и послушайте воспоминания Юрия Петровича.  

Завершив проход по лабиринту, вы оказывается на сцене. Справа и слева от неё расположены два идентичных зала, вдоль которых ровными рядами выстроились стенды. Один стенд – одно десятилетие: судьба режиссёра на фоне судьбы страны. Здесь можно увидеть и многочисленные артефакты семьи Любимовых: например, любимую кружку Юрия Петровича, которая досталась ему от родителей.

Об особенностях этой выставки рассказал её куратор режиссёр Алексей Трегубов:

Я столкнулся с непростой задачей. Самое тяжёлое – это делать выставки на тему театра. Театр –  это «здесь и сейчас». Это большое коллективное творчество, которое воздействует на зрителя, который сидит. Как это экспонировать – это большой вопрос. Появилась идея сделать некое пространство, в котором зритель может подключиться к атмосфере. Сделав поворот, мы проходим внутрь театра. Начинаем со ступеньки, а выходим на сцену. Любимов всю свою жизнь проработал в театре. Основная тема – его работа в театре.

Вся экспозиция делится на две части: эмоциональная, связанная со спектаклями, и документальная. Мы задаем мощный эмоциональный настрой.

Я делал эту выставку для  посетителя,  который ни к чему не готов.  Главным для меня было донести до неподготовленного зрителя информацию и заинтересовать его.

Удалось ли решить эту непростую задачу – покажет время. Любой желающий может ощутить на себе театральную магию этой необычной выставки. Экспозиция будет открыта в Музее Москвы до 26 октября.

Балахонова Юлия

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Запись на ближайшую экскурсию откроется 18 августа. Группа на 17 августа сформирована!

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В Волгоградской области завершила работу молодежная археологическая школа

В Волгоградской области завершила работу молодежная археологическая школа

В Волгограде подвели итоги проведения первой молодежной школы «Объекты археологического наследия Петровской эпохи на территории Волгоградской области», организованной при поддержке фонда «История Отечества».

 

Проект Гродековского музея выиграл в конкурсе Благотворительного фонда В. Потанина

Проект Гродековского музея выиграл в конкурсе Благотворительного фонда В. Потанина

Проект «Клещ. Поймать с поличным» победил в пятом цикле грантового конкурса «Музей 4.0» программы «Музей без границ» в номинации «Технологии и инструменты».

 

Дискуссионная площадка «Битва за Донбасс в 1942 году: трагедия и подвиг»

Дискуссионная площадка «Битва за Донбасс в 1942 году: трагедия и подвиг»

28 июля в рамках деятельности отделения Российского исторического общества в Донецкой Народной Республике была организована дискуссионная площадка по теме «Битва за Донбасс в 1942 году: трагедия и подвиг». Мероприятие было проведено в очно-дистанционном формате.

Цех историков

Археологи реконструировали образ жизни в античной Фанагории

fanagoria3.jpg

Книга М.В.Добровольской и Н.Г.Свиркиной «Жители античной Фанагории (реконструкция образа жизни по палеоантропологическим материалам)»

 

Казачий путь. Атаман Дутов в борьбе с диктатурой большевиков

23756812586128561825121257.jpg

Александр Ильич Дутов родился 5 августа 1879 г. в семье казачьего офицера. Окончил Оренбургский Неплюевский кадетский корпус, Николаевское кавалерийское училище и Николаевскую академию Генерального штаба. Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах. На фронте был контужен и ранен. Февральскую революцию 1917 г. встретил войсковым старшиной и командиром 1-го Оренбургского казачьего полка.

Трибуна

Драматическое пространство революционной реальности – сферы культурной и духовной жизни

Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.

 

Мировая война, европейская культура, русский бунт: к переосмыслению событий 1917 года

Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.

 

«Великая российская революция: проблемы исторической памяти»

Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.

Monographic

Выставка работ русских художников в Америке 1924 года.

На фото: Организаторы и участники выставки. Нью-Йорк, 1924 г.

Выставка работ русских художников в Америке 1924 года – одна из интереснейших страниц истории отечественного изобразительного искусства. Ей, к сожалению, посвящено на удивление мало исследовательского материала.

 

Жалобные книги советских предприятий торговли и общественного питания

23985982365896293856293865982632.jpg

Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].

 

Россия в ХХ веке: как экономика определяла историю, а история – экономику

В 2019 году при поддержке фонда «История Отечества» вышел документальный фильм «Экономическое чудо».

В 2019 году при поддержке фонда «История Отечества» вышел документальный фильм «Экономическое чудо».

Прокрутить наверх