В Сербии идёт работа над фильмом «Звезда и смерть графа Вронского. Сербский гамбит». Съёмки ведутся при поддержке фонда «История Отечества». В основе сценария – история жизни полковника Раевского, который в составе добровольческого корпуса поехал на Балканы, чтобы принять участие в освободительной войне сербов против турок.
Авторы картины проводят параллель между биографией полковника Раевского и героем романа «Анна Каренина» Льва Толстого — Алексеем Вронским. Сопоставляя текст романа, описание главных персонажей и факты из реальной жизни Раевского, создатели фильма подтверждают версию, что именно Николай Раевский-младший – внук прославленного героя Бородинской битвы – стал прототипом одного из самых популярных персонажей в истории мировой литературы.
Однако судьба Вронского – это открытый финал, другое дело – жизнь. Если рассматривать линию судьбы героя романа и полковника Раевского как единое целое, то слова из финала «я рад тому, что есть, за что отдать мою жизнь» можно считать своего рода прологом к дальнейшему развитию событий в жизни Раевского. 20 августа 1876 года он был смертельно ранен в сражении неподалёку от села Горни Адровац. Именно там проходят съёмки ключевых эпизодов фильма. Картина снимается в жанре документально-игрового кино. Её режиссером стал Горан Эрчевич, а главную роль исполняет сербский актёр Милош Бикович, известный в России в первую очередь по фильму Никиты Михалкова «Солнечный удар».
Авторы картины затрагивают в своей работе сразу несколько пластов русской истории и культуры XIX века: глубоко исследуют предпосылки и причины Русско-турецкой войны, уделяя внимание таким аспектам, как русская дипломатия и разведка того времени, славянофильство и его «силовые структуры». Известно, что ещё в университете Раевский увлекся этими идеями и именно под их влиянием отправился на Балканы. Кроме того, в картине широко представлены история добровольческого движения и настроения в русском обществе в целом в контексте освободительного движения на Балканах.
Свержение самодержавной власти, начавшееся в Петрограде 27 февраля 1917 г., сопровождалось арестами видных представителей «старого строя». Первым из них стал бывший министр юстиции И. Г. Щегловитов, незадолго до этого назначенный председателем Государственного совета.
После Венского конгресса 1815 г. под скипетром Романовых оказалась большая часть территории Речи Посполитой, исчезнувшей еще в конце XVIII в. с политической карты Европы. Это были как удерживаемые Польшей в течение нескольких столетий бывшие земли Древней Руси (Правобережная Украина, Белоруссия), так и Литва, и значительная часть собственно «этнографической Польши».
«Нам трудно представить в сегодняшней прагматичной, растерявшей многие иллюзии России постреволюционный созидательный энтузиазм 20-х годов прошлого века. Голод и разруха военного коммунизма, продолжавшаяся на окраинах страны Гражданская война, скудный быт, как это ни покажется сегодня странным, порождали в головах молодых не уныние, а жажду созидания, невиданный творческий и трудовой порыв…
Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.
Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.
Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.
Становление современного (городского) образа жизни неразрывно было связано с изменением потребительской сферы. В доиндустриальную эпоху население полностью зависело от рынков, с их шумом, грязью, нищими. В эру развития промышленности, массовой коммуникации торговая отрасль становилась, по выражению доктора экономических наук В.В. Радаева, более технологичной.
Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».