Сегодня трудно представить, что много тысячелетий назад на территории горного Дагестана обитали жираф, несколько видов антилоп, слон, гиена и даже тигр. Повсюду росли японская вишня, крупноцветковая магнолия, высокие хвойные деревья...
Начиная с 2005 года на территории Центрального (среднегорного) Дагестана ведутся полномасштабные археологические исследования уникальных раннепалеолитических памятников. Раскопки проводятся в Акушинском районе. Из дагестанских памятников больше других сегодня изучены стоянки Айникаб-1, Мухкай-1, и Мухкай-2. За годы работы в некоторых из тридцати четырёх культурных слоёв исследователи нашли кости сразу пятнадцати разновидностей животных, а также множество каменных орудий труда. Эти памятники археологи относят к самой ранней эпохе истории человечества – олдовану. Возраст археологических находок составляет более 2 миллионов лет. Ещё несколько лет назад эта эпоха на территории России не была представлена какими-либо находками.
Обследованные археологами памятники Центрального Дагестана свидетельствуют: на начальном этапе каменного века район был обитаем на протяжении более одного миллиона лет! Каждая из найденных стоянок была временной. Так, при изучении стоянки Айникаб 1 учёные обнаружили в одном из культурных слоёв признаки огня. Подобные признаки могут быть и от природного возгорания, и это не является свидетельством использования огня человеком. Но в данном случае можно говорить о связи огня с пребыванием здесь человека. Этот слой датируется временем примерно 1,9 млн.л.н. Владение огнём многие исследователи считают одним из факторов, позволивших человеку распространиться далеко за пределы своей первоначальной ойкумены – из Восточной Африки и Ближнего Востока в различных направлениях.
В культурных слоях памятников Айникаб-1 и Мухкай обнаружены многочисленные орудия из кремня, а в некоторых из них и костные останки млекопитающих, рептилий и амфибий. Среди каменного инвентаря – единичные чопперы, желваки и обломки со сколами, орудия с ретушью, отщепы, чешуйки. Самые значимые каменные орудия того времени – чопперы, грубые орудия для разрубания костей при разделке туш животных, и массивные каменные изделия, называемые пиками. Считается, что последние использовались для добывания костного мозга – ими пробивали и раскалывали черепа и кости крупных млекопитающих. Археологи смогли раскопать участки разделки туш животных, добытых самими людьми, добитых ими, подобранных за хищниками или, возможно, отбитых у падальщиков. На стоянке обнаружили и разнообразные кремневые изделия. По-видимому, камень обрабатывали для того, чтобы изготовить здесь орудия, необходимые при промысле мясной пищи.
Геологические характеристики и палеогеографические условия на Северо-Восточном Кавказе в эпоху олдована радикально отличались от сегодняшних. Стоянки предков современного человека были найдены на плато на высоте 1500 метров над уровнем моря. Когда происходило первоначальное заселение этой территории, высота в этих местах составляла не более 600 метров. Современной речной сети Северо-Восточного Кавказа еще не существовало. Полосу, примыкающую к литорали древнего Каспия, формировали болотистые ландшафты, а пространство современного Центрального Дагестана занимали невысокие платообразные равнины с растительностью саваннового типа. Климатическая сезонность отличалась резко выраженным контрастом влажных и сухих периодов.
Во влажный сезон на невысоких плато и низкогорьях Северо-Восточного Кавказа образовывалось множество озер, между которыми возникали небольшие протоки, активные в половодья. В засушливый сезон озёра и протоки пересыхали. В местах, где вода задерживалась дольше, животные массово сосредоточивались в поисках водопоя. Со временем часть их здесь же и погибала – скопившиеся копытные становились легкой добычей плотоядных хищников и, судя по всему, человека. Человек несомненно составлял конкуренцию хищникам, хотя в прямом противоборстве он вряд ли выходил победителем...
Характер уже раскопанных культурных слоёв стоянок Мухкай-2 (слой 80) и Мухкай-2а (слои 2013 1-3) говорит о том, что стоянки древнего человека образовались здесь по одной и той же модели – именно у такого пересыхающего водопоя на берегу узкой, неглубокой протоки. Обнаруженные здесь кости покрыты плотной глинистой «рубашкой». Это указывает на то, что в момент своего захоронения останки залегали в густой илистой массе пересохшей протоки. Именно благодаря такой «консервации» они сохранились до наших дней.
Костные останки на стоянках принадлежат вымершим раннеплейстоценовым животным. Фауна того времени была чрезвычайно разнообразна: южный слон, несколько видов антилоп, сложнорогий олень, лошадь Стенона (зебровидная лошадь), древний жираф, древний лось. Из хищников – этрусский волк, лисица, гиена, саблезубая кошка, степная рысь и гигантский гепард.
Человек эпохи олдована, по-видимому, обладал охотничьими навыками, однако нельзя исключать и добывание им мясных ресурсов в роли падальщика. Наличие на стоянках костей хищников говорит о жесткой пищевой конкуренции человека с плотоядными животными.
Обнаруженные здесь палеоботанические останки демонстрируют экзотическую с современной точки зрения флору, она была характерна для Кавказа и Малой Азии в период плиоцена и раннего плейстоцена. Это крупноцветковая магнолия, тсуга, японская вишня, гигантские ели и другие растения.
Всё это свидетельствует о том, что один из путей первоначального заселения человеком Евразии пролегал вдоль западного побережья Каспия. На значительной части Восточно-Европейской равнины начало поступательного развития культуры и регионального исторического процесса связано с проникновением сюда первых человеческих коллективов по «прикаспийскому коридору». Западный Прикаспий был одновременно и транзитным направлением при продвижении человека в направлении Восточной Европы и Северо-Западной Азии, и природным убежищем, обеспечивавшим людей в случае необходимости ресурсами на протяжении очень долгого времени. Северо-Восточный Кавказ и, в частности, Внутренний Дагестан стали в этом смысле культурным резервуаром эпохи олдована, где древнейшая культура нашла необходимые условия для продолжительного существования в своём традиционном виде.
Но остаётся самый главный вопрос: кто же был носителем столь древней культуры, обнаруженной на юге нашей страны? Известно, что примерно два миллиона лет назад в Закавказье обитал архаичный вид человека под названием нomo erectus (человек прямоходящий). Возможно, следы той культуры и изучают на Кавказе специалисты Института археологии РАН и Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН (под руководством члена-корреспондента РАН Х.А. Амирханова).
В любом случае, полученные экспертами результаты позволяют говорить об изученных памятниках как о наиболее ранних в Евразии свидетельствах человеческой культуры. Иными словами, на древнейшем этапе каменного века за пределами Африки существовали районы, которые не только были успешно освоены ещё в эпоху олдована, но и являлись форпостами, своеобразными вторичными центрами, откуда осуществлялось дальнейшее продвижение человека на просторы Евразии.
На основании многочисленных материалов можно утверждать, что одним из наиболее ярких таких центров был Кавказ.
Текст: Дмитрий Хрусталёв
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School