84187286574617928561251259.jpg
Волосник, найденный на территории Троице-Сергиевой лавры. Конец XVI – началоXVII века

При археологических раскопках в культурных слоях очень редко встречаются фрагменты или хотя бы нити текстиля, крошечные кусочки древней повседневной одежды, которую носили жители средневековой Руси.

Летописи сообщают, как выглядели парадные одеяния представителей высших слоёв общества, военных, духовенства. Именно такие одеяния в основном тщательно сохранялись веками и дошли до наших дней. Поэтому большой удачей для учёных из Института археологии РАН стала недавняя находка остатков нескольких женских головных уборов – волосников, расшитых золотными нитями и украшенных причудливыми узорами. Находки эти были сделаны во время раскопок на территории Троице-Сергиевой лавры и кремлёвского Чудова монастыря. Вероятно, эти уборы сохранились именно благодаря металлическим нитям, которыми были вышиты волосники. 

История подобных головных уборов восходит к римской традиции. На Русь они, видимо, попали через Византию. На сегодняшний день на территории центральной части России найдено всего несколько десятков волосников XVI–XVII веков. Наиболее ранний волосник, обнаруженный в точно датированном погребении, принадлежал Софье Палеолог, жене Ивана III и бабушке Ивана Грозного, умершей в 1503 году. 

Как правило, такие головные уборы происходят из погребений женщин царского рода или знатных боярских и княжеских родов, захороненных в некрополях Вознесенского, Новоспасского, Троице-Сергиевого и других монастырей. Один волосник был обнаружен в женском захоронении из городского некрополя при Верхнепосадской Никольской церкви в Нижнем Новгороде. Вероятно, расшитые драгоценными нитями волосники могли принадлежать не только знати, но и богатым горожанкам. 

Волосник был обязательным элементом многослойного средневекового русского головного убора замужней женщины, предназначенным полностью закрывать волосы. Он представлял собой небольшую шапочку, которая плотно облегала голову и затягивалась сзади шнурками. Большинство известных нам волосников – это шапочка с сетчатым верхом и шёлковым плетёным или вышитым очельем. Исследования показали, что цвет шёлка очелья большинства волосников был багрово-красным. Очелье обычно украшалось богатой золотной вышивкой, что придавало особенную яркость цветовому сочетанию. 

Орнаментация и цветовое решение дают возможность понять стандарт красоты для женского головного убора XVI–XVII веков. Наличие волосника указывает на социальный статус погребённой женщины. Материалы, из которых изготовлены эти головные уборы, довольно дорогие и, как показал анализ нитей, импортного происхождения. Один из двух головных уборов, обнаруженных при раскопках на территории Чудова монастыря, – волосник с павлином. Его очелье выполнено из нескольких слоёв шёлковой ткани – итальянской камки (как установила Н.П. Синицына), на нём видны все элементы орнамента, что позволило собрать мелкие разрозненные фрагменты в единое целое.


Очелье волосника с павлинами, обнаруженного при раскопках на территории Чудова монастыря. Конец XVI – началоXVII века


На вышивке изображены пять «древ жизни» (одно оказалось утраченным), между ними – два бегущих оленя и два павлина с фантастическими хвостами из пяти цветков каждый. Павлины обращены к центральному «древу». По нижнему краю вышита узкая полоска из растительных побегов. Использованные материалы, техника изготовления, классическая орнаментальная композиция позволяют датировать этот головной убор концом XVI – началом XVII века. Нити изготовлены из серебра с высоким содержанием меди с позолотой. В этом же погребении сохранились фрагменты тонкой вышивки по сетке – орнамент представляет собой композицию из маленьких вышитых оленей). 


Вышивка очелья с оленями из погребения на территории Чудова монастыря. Конец XVI – начало XVII века
Реконструкция золотой вышивки очелья волосника из раскопок на территории Чудова монастыря


Золотая вышивка очелья второго волосника из раскопок на территории Чудова монастыря также несёт элементы изображения «древа жизни» и единорогов. Нижний край очелья украшен вышитым бегунком. Реставраторам удалось восстановить волосник практически полностью.

Исследования шитья волосников с помощью различных лабораторных методов показали, что головные уборы, скорее всего, были созданы из привозных нитей. Анализ химического состава нитей, которые были использованы при вышивке волосника с единорогом, позволил установить, что они изготовлены из сплава серебра с медью. Следы золота на нитях дают основания предполагать, что они были золочёными. Как показало оптическое исследование, ткань волосника была изготовлена плетением отдельных металлических нитей, которые, в свою очередь, состояли из множества отдельных волочёных нитей. Такие нити, по мнению исследователей, характерны для европейского импорта. 

Высокий уровень исполнения вышивки и плетения позволяет предположить, что волосники могли быть изготовлены в одной из золотошвейных царских мастерских. По письменным источникам известны мастерские цариц Софьи Палеолог, Ирины Годуновой, Марии Нагой. Техника шитья для волосников как светского убранства повторяет технику вышивки на церковных облачениях, покровах, саванах и других предметах церковного обихода.

Во время раскопок, проводимых Институтом археологии РАН на территории Троице-Сергиевой лавры, у Духовской церкви в 2014 году была обнаружена семейная усыпальница представителей знатного рода. В погребении молодой женщины здесь также был найден волосник, состоящий из атласного очелья с золотным шитьём и плетёного верха из золотных нитей. Под плетёной шапочкой находилась еще одна шапочка из тонкого шелка (тафья).  Благодаря усилиям реставраторов мы можем увидеть, как выглядел этот головной убор.

Ася Энговатова
заместитель директора ИА РАН
Наталья Синицына
заведующая сектором ВХРНЦ им. И.Э.Грабаря

Мы в соцсетях

Экскурсии в Дом РИО временно приостановлены

Год памяти и славы

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Поиск по сайту

Цех историков

Как польский мятеж 1863 года объединил славянофилов и западников

38958962831568165816586155.jpg

После Венского конгресса 1815 г. под скипетром Романовых оказалась большая часть территории Речи Посполитой, исчезнувшей еще в конце XVIII в. с политической карты Европы. Это были как удерживаемые Польшей в течение нескольких столетий бывшие земли Древней Руси (Правобережная Украина, Белоруссия), так и Литва, и значительная часть собственно «этнографической Польши».

 

Смотреть документальный фильм "Нужное дело" ТРК "Плеяда"

81724124986128649816298461284.jpg

Рассказ о пути, пройденном Императорским русским историческим обществом. Это подвижнический труд выдающихся представителей своего времени. "Нужное дело" – именно с такой резолюцией поступил проект Общества в Кабинет министров в 1866 году.

 

Смотреть историко-документальный фильм "Планета Ключевский"

1248751725475189725489712548975127541241.jpg

В 1944 году в поселке Белые Столбы под Москвой умер путевой обходчик Борис Васильевич Ключевский. Репрессированный, отсидевший в лагерях сын великого историка Василия Осиповича Ключевского. На нем род Ключевских закончился - детей у Бориса не было. Но сыну удалось сделать то, что считал главным в своей жизни - он сохранил архив отца: письма, дневниковые записи, наброски лекций. 

Новости Региональных отделений

Во Владивостоке открылась экспозиция «УЛица героев»

«УЛица героев» во ВладивостокеАвтор фото – Илья Аверьянов

31 июля 2020 года, при поддержке Дальневосточного отделения Российского исторического общества во Владивостоке, была организована экспозиция «УЛица героев».

 

В Севастополе освятили закладочный камень храма в честь иконы Богородицы

В Севастополе освятили закладочный камень храма в честь иконы Богородицы

Церемония освящения закладочного камня храма в честь иконы Богородицы «Умягчение злых сердец» состоялась 27 июля 2020 года. Храм будет построен в районе Максимовой дачи. В гражданскую войну здесь происходили массовые расстрелы.

 

Из печати вышла книга о семейной истории рода Астафуровых

Исследовательская группа «Семейная летопись» (г. Москва) выпустила книгу члена Совета отделения Российского исторического общества в Саратове Юрия Каргина «Астафуровы. Исторический очерк».

Трибуна

«Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России»

Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.

 

Речь Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

Текст выступления президента Российского государственного гуманитарного университета, члена Совета Российского исторического общества Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

 

«Февральская революция: новая концепция японских историков»

Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.

Monographic

Археография: символ свободы или жертва идеологии?

2938659823698562398652.jpg

Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».

 

Россия в ХХ веке: как экономика определяла историю, а история – экономику

В 2019 году при поддержке фонда «История Отечества» вышел документальный фильм «Экономическое чудо».

В 2019 году при поддержке фонда «История Отечества» вышел документальный фильм «Экономическое чудо».

 

Небесный заступник Твери - cвятой благоверный князь Михаил Тверской

817563162659182598619256891625125.jpg

О том, как в Твери чтут память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, рассказывает Георгий Николаевич Пономарёв, актёр и режиссёр Тверского академического театра драмы, заслуженный артист Российской Федерации, почётный гражданин Твери, создатель моноспектакля «Михаил Тверской», автор многочисленных научных и художественных работ о великом князе, бессменный председатель Общества Михаила Ярославича Тверского.

Прокрутить наверх