Волосник, найденный на территории Троице-Сергиевой лавры. Конец XVI – началоXVII века
При археологических раскопках в культурных слоях очень редко встречаются фрагменты или хотя бы нити текстиля, крошечные кусочки древней повседневной одежды, которую носили жители средневековой Руси.
Летописи сообщают, как выглядели парадные одеяния представителей высших слоёв общества, военных, духовенства. Именно такие одеяния в основном тщательно сохранялись веками и дошли до наших дней. Поэтому большой удачей для учёных из Института археологии РАН стала недавняя находка остатков нескольких женских головных уборов – волосников, расшитых золотными нитями и украшенных причудливыми узорами. Находки эти были сделаны во время раскопок на территории Троице-Сергиевой лавры и кремлёвского Чудова монастыря. Вероятно, эти уборы сохранились именно благодаря металлическим нитям, которыми были вышиты волосники.
История подобных головных уборов восходит к римской традиции. На Русь они, видимо, попали через Византию. На сегодняшний день на территории центральной части России найдено всего несколько десятков волосников XVI–XVII веков. Наиболее ранний волосник, обнаруженный в точно датированном погребении, принадлежал Софье Палеолог, жене Ивана III и бабушке Ивана Грозного, умершей в 1503 году.
Как правило, такие головные уборы происходят из погребений женщин царского рода или знатных боярских и княжеских родов, захороненных в некрополях Вознесенского, Новоспасского, Троице-Сергиевого и других монастырей. Один волосник был обнаружен в женском захоронении из городского некрополя при Верхнепосадской Никольской церкви в Нижнем Новгороде. Вероятно, расшитые драгоценными нитями волосники могли принадлежать не только знати, но и богатым горожанкам.
Волосник был обязательным элементом многослойного средневекового русского головного убора замужней женщины, предназначенным полностью закрывать волосы. Он представлял собой небольшую шапочку, которая плотно облегала голову и затягивалась сзади шнурками. Большинство известных нам волосников – это шапочка с сетчатым верхом и шёлковым плетёным или вышитым очельем. Исследования показали, что цвет шёлка очелья большинства волосников был багрово-красным. Очелье обычно украшалось богатой золотной вышивкой, что придавало особенную яркость цветовому сочетанию.
Орнаментация и цветовое решение дают возможность понять стандарт красоты для женского головного убора XVI–XVII веков. Наличие волосника указывает на социальный статус погребённой женщины. Материалы, из которых изготовлены эти головные уборы, довольно дорогие и, как показал анализ нитей, импортного происхождения. Один из двух головных уборов, обнаруженных при раскопках на территории Чудова монастыря, – волосник с павлином. Его очелье выполнено из нескольких слоёв шёлковой ткани – итальянской камки (как установила Н.П. Синицына), на нём видны все элементы орнамента, что позволило собрать мелкие разрозненные фрагменты в единое целое.
На вышивке изображены пять «древ жизни» (одно оказалось утраченным), между ними – два бегущих оленя и два павлина с фантастическими хвостами из пяти цветков каждый. Павлины обращены к центральному «древу». По нижнему краю вышита узкая полоска из растительных побегов. Использованные материалы, техника изготовления, классическая орнаментальная композиция позволяют датировать этот головной убор концом XVI – началом XVII века. Нити изготовлены из серебра с высоким содержанием меди с позолотой. В этом же погребении сохранились фрагменты тонкой вышивки по сетке – орнамент представляет собой композицию из маленьких вышитых оленей).
Золотая вышивка очелья второго волосника из раскопок на территории Чудова монастыря также несёт элементы изображения «древа жизни» и единорогов. Нижний край очелья украшен вышитым бегунком. Реставраторам удалось восстановить волосник практически полностью.
Исследования шитья волосников с помощью различных лабораторных методов показали, что головные уборы, скорее всего, были созданы из привозных нитей. Анализ химического состава нитей, которые были использованы при вышивке волосника с единорогом, позволил установить, что они изготовлены из сплава серебра с медью. Следы золота на нитях дают основания предполагать, что они были золочёными. Как показало оптическое исследование, ткань волосника была изготовлена плетением отдельных металлических нитей, которые, в свою очередь, состояли из множества отдельных волочёных нитей. Такие нити, по мнению исследователей, характерны для европейского импорта.
Высокий уровень исполнения вышивки и плетения позволяет предположить, что волосники могли быть изготовлены в одной из золотошвейных царских мастерских. По письменным источникам известны мастерские цариц Софьи Палеолог, Ирины Годуновой, Марии Нагой. Техника шитья для волосников как светского убранства повторяет технику вышивки на церковных облачениях, покровах, саванах и других предметах церковного обихода.
Во время раскопок, проводимых Институтом археологии РАН на территории Троице-Сергиевой лавры, у Духовской церкви в 2014 году была обнаружена семейная усыпальница представителей знатного рода. В погребении молодой женщины здесь также был найден волосник, состоящий из атласного очелья с золотным шитьём и плетёного верха из золотных нитей. Под плетёной шапочкой находилась еще одна шапочка из тонкого шелка (тафья). Благодаря усилиям реставраторов мы можем увидеть, как выглядел этот головной убор.
Ася Энговатова
заместитель директора ИА РАН
Наталья Синицына
заведующая сектором ВХРНЦ им. И.Э.Грабаря
Книга «Тушинский лагерь (Публикация коллекции В.А. Политковского из собрания ГИМ)» научного сотрудника Отдела сохранения археологического наследия кандидата исторических наук О.В.Двуреченского содержит полное описание археологических находок, сделанных на месте столицы Лжедмитрия II, «тушинского вора».
О том, как в Твери чтут память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, рассказывает Георгий Николаевич Пономарёв, актёр и режиссёр Тверского академического театра драмы, заслуженный артист Российской Федерации, почётный гражданин Твери, создатель моноспектакля «Михаил Тверской», автор многочисленных научных и художественных работ о великом князе, бессменный председатель Общества Михаила Ярославича Тверского.
Созданное еще до отречения Николая II, Временное правительство и по своей программе, и по обстоятельствам «рождения» в полной мере можно было считать революционным.
Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».
Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.
Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.
Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].
В течение ХХ в. в США и в странах Западной Европы сформировался институт защиты прав потребителей, предполагающий ограничение экономической свободы участников рынков в пользу слабейших из них.0Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект "Государственная политика в сфере прав потребителей в СССР, № 14-01-00125".
О том, как в Твери чтут память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, рассказывает Георгий Николаевич Пономарёв, актёр и режиссёр Тверского академического театра драмы, заслуженный артист Российской Федерации, почётный гражданин Твери, создатель моноспектакля «Михаил Тверской», автор многочисленных научных и художественных работ о великом князе, бессменный председатель Общества Михаила Ярославича Тверского.