27 января отмечается 78 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В преддверии этой памятной даты в фонде и на портале Президентской библиотеки представлен новый фильм «Юнги с острова Валаам», посвящённый подвигу учащихся школы юнг в боях на Невском пятачке.
В 1940 году нарком Военно-морского флота СССР Николай Кузнецов подписал приказ о создании единой школы боцманов с дислокацией на Валааме. В новой школе боцманов были созданы две роты курсантов-боцманов. Немного позже, в том же 1940 году, вышел приказ о создании в школе боцманов экспериментальной третьей роты, отличительной особенностью которой был набор подростков в возрасте 15–17 лет. Так появилась первая в истории СССР рота юнг.
О том, какая судьба уготована каждому из юнг через год, счастливые новобранцы даже не догадывались. Их первая летняя практика была прервана 22 июня 1941 года, занятия в школе боцманов прекратились. Сразу же на имя начальника школы посыпались рапорты учащихся с просьбой отправить их на действующий фронт.
… 8 сентября 1941 года немецкие войска взяли Шлиссельбург, замкнув кольцо блокады вокруг Ленинграда. Начались непрекращающиеся попытки советских войск прорвать блокаду. Одним из пунктов, где развернулись ожесточённые бои, был небольшой плацдарм на левом берегу Невы, возле посёлка Невская Дубровка — Невский пятачок. Он оттягивал на себя значительные силы противника и не позволил немцам перебраться через Неву и закончить свой план двойного окружения Ленинграда. Участие в боях на этом плацдарме принимали курсанты Валаамской школы боцманов и юнг, которые вместе с личным составом 168-й стрелковой дивизии были переправлены в район Шлиссельбурга.
13 сентября 1941 года вышел приказ командующего Ленинградским фронтом Жукова: «Гарнизон Валаама (школа юнг и боцманов) обратить на усиление Шлиссельбургского укреплённого сектора ЛВФ (Ладожской военной флотилии. — Прим. Президентской библиотеки)».
19 сентября юнги были переправлены в район Осиновецкого маяка — бухты Осиновец, откуда около половины роты направлены защищать переправу через Ладогу — Дорогу жизни. Другая часть роты, 51 человек, среди которых были ребята в возрасте 16–17 лет, вместе с курсантами второй роты школы боцманов были переброшены на станцию Мельничный Ручей.
По воспоминаниям бывшего юнги Василия Кодина, юные бойцы, получив оружие и боеприпасы — до 40 кг веса на каждого, в полном обмундировании совершили марш-бросок по просёлочным дорогам до Невской Дубровки. Мальчишки были одеты не в морскую форму, а в обычную армейскую — тяжёлые ботинки с обмотками, галифе и зелёную гимнастёрку. Многие ещё не умели правильно крепить обмотки, спотыкались. Некоторым были не по размеру шинели. Все тащили боеприпасы, пулемёты и тяжёлые гранатомёты.
Боевое крещение юнги с курсантами школы боцманов получили в ночь с 26 на 27 сентября 1941 года. Форсируя Неву в районе Невской Дубровки в составе 1-й отдельной стрелковой роты 3-го батальона 4-й морской бригады в количестве 207 человек, они попали под шквальный пулемётный, миномётный и артиллерийский огонь противника. Те, кто шёл впереди, успели пересечь Неву и укрыться за обрывистым левым берегом. Второму эшелону повезло меньше. Многих накрыли вражеские снаряды.
Перед атакой укреплений противника батальонный комиссар Зеленков обратился к десантникам: «Товарищи моряки! Помните — отступать нам некуда, за нами Нева, Ленинград! Валаамцы! Настал и наш черёд посчитаться с фашистами!»
Во время кровопролитных боёв юнги по восемь раз в день поднимались в атаку вместе с моряками. Каждый раз перед очередным боем мальчишки онемевшими от усталости руками снимали пилотки и натягивали на головы бескозырки, с которыми не расставались и держали при себе как символ морской доблести и отваги. Из 50 юнг в живых осталась только половина.
20 сентября 2020 года на Невском пятачке, в месте высадки десанта (в фильме можно увидеть кадры исторической реконструкции этого события), была заложена капсула на месте будущего памятника подвигу юнг школы боцманов острова Валаам и состоялось торжественное прохождение нахимовцев 11 класса.
Кинокартина Президентской библиотеки ещё раз напоминает о героизме валаамских юнг, принявших участие в приближении полного снятия блокады Ленинграда, и подчёркивает преемственность славных морских традиций.
События страшных 900 дней осады города на Неве представлены в специальной цифровой коллекции Президентской библиотеки «Оборона и блокада Ленинграда», входящей в более масштабную коллекцию «Память о Великой Победе». «Блокадная» коллекция включает в себя документы, кинохронику, художественные и документальные книги, дневники ленинградцев, переживших вместе с городом тяжёлые времена, электронные копии газет той поры.
Текст: Дарья Денисова
По материалам официального сайта Президентской библиотеки
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
За ратные и трудовые подвиги в годы Великой Отечественной войны государственных наград были удостоены около 11,5 млн человек. Ордена и медали времён Великой Отечественной войны — уникальное явление по той причине, что ранее ни в один период истории и ни в одной стране мира не учреждалось такое количество наград.
Созданное еще до отречения Николая II, Временное правительство и по своей программе, и по обстоятельствам «рождения» в полной мере можно было считать революционным.
Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.
Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.
Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.
Изучение экономической и политической истории СССР в период 1990 – 2000-х годов находилось под значительным влиянием особенностей развития современного российского государства, ставшего преемником советского государства не только в юридическом отношении, но и в других ресурсных аспектах.
Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].
Становление современного (городского) образа жизни неразрывно было связано с изменением потребительской сферы. В доиндустриальную эпоху население полностью зависело от рынков, с их шумом, грязью, нищими. В эру развития промышленности, массовой коммуникации торговая отрасль становилась, по выражению доктора экономических наук В.В. Радаева, более технологичной.