Российское историческое общество представляет вниманию посетителей портала статью об архивных документах по рассылке «Сборника Императорского Русского исторического общества» в 1912 г. Исторические источники, которым посвящена статья, сохранились в Российском государственном историческом архиве (РГИА). «Дело о рассылке «Сборника» включает в себя 788 листов, охватывающих период 1910–1913 гг. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 32). В этом архивном деле представлены списки учреждений, в которые направлялся «Сборник ИРИО», письма и открытки от частных лиц, учебных заведений, архивов, научных комиссий и обществ, музеев, библиотек и органов государственной власти.
В первую группу были объединены списки рассылки «Сборника», которые Императорское Русское историческое общество вело в 1912 г. В «Деле о рассылке «Сборника» сохранилось два подобных перечня: список рассылки 136 и 137 томов и список по рассылке 138 и 140 томов этого издания. В данных документах указаны сведения об адресатах, а также о количестве томов «Сборника Императорского Русского исторического общества», которое было отправлено.
Списки рассылки 136 и 137 томов «Сборника Императорского Русского исторического общества», 1912 год
Список рассылки 138 и 140 томов «Сборника Императорского Русского исторического общества», 1912 год
Рассматриваемые в рамках этой группы исторические источники дают возможность восстановить круг частных лиц и организаций, входивших в число получателей книг Исторического общества в Российской империи и за её пределами. Таким образом, списки рассылки «Сборника» могут быть использованы при изучении международных аспектов деятельности ИРИО.
Вторую группу составляют письма и открытки по вопросам рассылки «Сборника», полученные ИРИО от научных комиссий и обществ в 1912 г.
Письма и открытки по вопросам рассылки «Сборника», полученные Императорским Русским историческим обществом в 1912 г. из научных комиссий
Эти архивные материалы позволяют сделать вывод, что в число организаций-партнёров Императорского Русского исторического общество в 1912 г. входили Императорская археографическая комиссия, Императорская археологическая комиссия, Саратовская губернская учёная архивная комиссия, Таврическая учёная архивная комиссия, Оренбургская учёная архивная комиссия, Императорское Русское археологическое общество, Императорское Русское географическое общество, Императорское общество истории и древностей российских, Историко-филологическое общество при Императорском Харьковском университете.
Письма по вопросам рассылки «Сборника», полученные Императорским Русским историческим обществом в 1912 г. из научных обществ
Третья группа включает письма и открытки по вопросам рассылки «Сборника», полученные Императорским Русским историческим обществом в 1912 г. из музеев и библиотек.
Письма и открытки по вопросам рассылки «Сборника», полученные Императорским Русским историческим обществом в 1912 г. из библиотек
Сведения этих исторических источников позволяют утверждать, что в 1912 г. получателями изданий Императорского Русского исторического общества являлись Императорская публичная библиотека, библиотека Государственной думы, Херсонская общественная библиотека, Харьковская общественная библиотека, Карамзинская общественная библиотека в Симбирске, Вятская губернская публичная библиотека им. императора Николая I, Одесская городская публичная библиотека, Казанская городская публичная библиотека, Туркестанская публичная библиотека и музей.
Письмо директора Московского Публичного и Румянцевского музеев от 21 апреля 1912 года (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 32. Л. 451 – 451 об.)
Письмо директора Московского Публичного и Румянцевского музеев от 21 апреля 1912 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 32. Л. 451 – 451 об.) наглядно демонстрирует увеличение читательского спроса на книги, подготовленные Императорским Русским историческим обществом.
Четвёртая группа состоит из писем по вопросам рассылки «Сборника», которые Императорское Русское историческое общество получило в 1912 г. от образовательных учреждений.
Письмо из библиотеки Рижского политехнического института от 31 мая 1912 года (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 32. Л. 520)
Руководство библиотеки Рижского политехнического института в письме от 31 мая 1912 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 32. Л. 520) обращалось в Совет Императорского Русского исторического общества с просьбой о доставке недостающих фототипических и цинкографических снимков с документов, которые прилагались к 133 тому «Сборника» ввиду того, что в томах, приобретённых библиотекой, этих снимков не имелось.
Письмо из Киевского коммерческого института от 3 апреля 1912 года (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 32. Л. 407)
Киевский коммерческий институт в 1912 г. получил от Императорского Русского исторического общества 123 тома «Сборника» для пополнения книжного собрания. В письме из этого учебного заведения от 3 апреля 1912 г. руководство библиотеки выражало «глубокую благодарность за столь ценный дар» (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 32. Л. 407).
Таким образом, рассмотренные в статье исторические источники содержат подробные сведения о взаимодействии Императорского Русского исторического общества с получателями его изданий в 1912 г. Информационный потенциал этих архивных материалов позволяет использовать их для изучения разнообразных аспектов научной и общественной деятельности ИРИО.
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
Согласимся с Антуаном де Сент-Экзюпери: "Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения". А если общение – профессиональное, то это ещё и залог успеха в работе. Общение даёт возможность не только заглянуть в глубину существующих проблем и вопросов, но и найти пути их преодоления и разрешения.
Возможно ли передать средствами монгольского языка образную систему, художественные особенности, суть и душу русской литературы? Насколько монгольская культура может воспринять чуждые ей сюжеты и мелодику речи, найти эквиваленты в своём языке и культуре? Обращение к стихам такого сложного поэта, как Марина Цветаева, даёт ответы на эти вопросы.
Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.
Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.
Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.
Становление современного (городского) образа жизни неразрывно было связано с изменением потребительской сферы. В доиндустриальную эпоху население полностью зависело от рынков, с их шумом, грязью, нищими. В эру развития промышленности, массовой коммуникации торговая отрасль становилась, по выражению доктора экономических наук В.В. Радаева, более технологичной.
Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].