Новый сериал «Миссия “Аметист”» ввёл в широкий оборот термин «Гладио» — название одной из самых жестоких секретных операций США и НАТО в годы «холодной войны», когда жертвами терактов становились и политики, и простые граждане в Западной Европе.
Считается, что операция была прекращена с распадом СССР. Но чем занимаются сегодня её бывшие участники? И что делают — на Украине — преемники тех, кто готовил террористов? История постоянно нагоняет нас…
По сюжету сериала, премьера которого состоялась на Первом канале в июне 2022 года, СВР должна предотвратить громкий террористический акт в России. Главный герой фильма, полковник Илья Морев, преследует террориста-наёмника, который уже прибыл в Москву. Главная героиня, разведчик-нелегал Елена Колмогорова, позывной «Аметист» (выбор Агнии Дитковските на эту роль очень удачен), внедрена в семью мафии в Италии как «Лаура Палацци». Её задача — подтвердить связи между «Гладио» и ЦРУ и способствовать ликвидации группировки. В реальности связь «Гладио» с ЦРУ была «первородной»: план родился в голове первого директора Центрального разведывательного управления Аллена Даллеса (по словам экссотрудника НАТО, имевшего доступ к досье в нескольких западноевропейских государствах)1Сведения были опубликованы в материале «Gladio — the “Stay Behind” conspiracy» в журнале «Searchlight» № 187 в январе 1991 года. Журнал был создан британскими исследователями-антифашистами в 1975 году. Материал об операции «Гладио» открывал номер издания, освещая расследование в Италии..
Более того, идея даже предшествовала учреждению ЦРУ: Даллес разработал первый проект по созданию секретных антикоммунистических диверсионных подразделений по всей Европе ещё в конце Второй мировой войны, в Берне, где возглавлял швейцарскую резидентуру Управления стратегических служб (OSS), предшественника ЦРУ. С самого начала план преследовал две цели. «Аллен Даллес видел в проекте не только инструмент сопротивления советскому вторжению, но и оружие, которым можно остановить приход коммунистов к власти в этих странах», — подчёркивалось в отчётах, посвящённых разоблачению деятельности «Гладио» в Бельгии2Cedomi P. Service secrets, guerre froide et ‘stay-behind. Part II’: La mise en place des reseaux //»Fire! Le Magazin de I’Homme d’Action», 09/10, 1991. С. 77..
В послевоенные годы идею о «советском вторжении» американским спецслужбам старательно внушал, в частности, генерал Рейнхард Гелен, в Третьем рейхе — начальник разведки Восточного фронта. В мае 1945-го Гелен сдался войскам генерала Паттона и перешёл на службу США вместе со всей агентурой. Это была очень выгодная сделка для обеих сторон: Вашингтон получил самую масштабную на тот период агентурную сеть, нацеленную на работу против Москвы. Подобного у Америки тогда не было. Нацистский генерал продолжил борьбу против СССР за счёт безграничных ресурсов новой супердержавы.
Операция «Гладио» официально стартовала в 1952 году и была объявлена тем «оружием, которым можно остановить приход коммунистов к власти» в странах Западной Европы», несмотря на то, что Советский Союз, занятый послевоенным восстановлением, в Европу не вторгался. Функция «сопротивления советскому вторжению» подразделений stay behind, которые остались бы «в тылу» для ведения диверсионной работы, на практике служила лишь прикрытием. «Советская угроза» нужна была правым радикалам в Америке и Европе для построения репрессивного аппарата в самих западноевропейских государствах, чтобы предотвратить приход к власти левых сил, столь популярных среди населения благодаря их героической борьбе в годы войны.
Террористическая сеть создавалась усилиями ЦРУ в государствах Западной Европы совместно с национальными спецслужбами и координировалась структурами НАТО. В каждой стране в заговоре участвовали или были осведомлены о нём премьер-министр, президент, министры внутренних дел и обороны. Организацию процесса осуществлял Объединённый секретный комитет НАТО (Allied Clandestine Committee, ACC) и затем Комитет планирования тайных операций (Clandestine Planning Committee, CPC), он же Координационно-плановый комитет, при штабе Верховного главнокомандующего объединёнными вооружёнными силами НАТО (Supreme Headquarters Allied Powers Europe, SHAPE).
Для государств-членов НАТО создание подразделений для ведения террора было обязательным: при вступлении они подписывали секретные протоколы, которые обязывали правительства «гарантировать внутреннюю ориентацию на Западный блок любыми средствами, даже если электорат демонстрирует другие предпочтения». Французский исследователь тайных операций Филипп Виллан отмечает: «О существовании секретных протоколов НАТО, обязывающих спецслужбы подписавших их стран действовать на предотвращение прихода к власти коммунистических партий, стало впервые известно в 1966 году, когда президент де Голль решил вывести Францию из структуры Объединённого командования, денонсировав протоколы, которые посягали на государственный суверенитет»3Гансер Д. Секретные армии НАТО: операция «Гладио» и терроризм в Западной Европе. Москва: Кучково поле, 2017. С. 42..
Секретные подразделения стали инструментом американской
Секретные подразделения существовали во всех государствах-членах НАТО и в нейтральных Швеции, Финляндии, Австрии и Швейцарии. Сеть в Италии получила кодовое название «Гладио» — от латинского gladius, короткий меч у римской пехоты. Термин также использовался как собирательный для сети по всей Европе. В других государствах секретные подразделения имели свои названия: в Бельгии SDRA8, во Франции в разные периоды Plan Bleu, La Rose des Vents и Arc-en-ciel — «Синий план», «Роза ветров» и «Радуга», в Швеции Aktions Gruppen Arla Gryning, AGAG, в Австрии — и это не шутка — Австрийская ассоциация походов, спорта и общества (OeWSGV, или ÖWSGV). Датские спецслужбы выбрали кодовое название Absalon, в честь основателя Копенгагена архиепископа Абсалона из XII века, который прославился борьбой со славянами.
В Португалии режим Салазара позволил собраться самым отпетым преступникам и развернуть деятельность не только в самой стране, но и в колониях в Африке и в Латинской Америке, дабы служить координационным центром. Подразделение называлось «Aginter Press» — как медиа или издательство, но занималось организацией убийств политических деятелей и активистов. В создании этой структуры участвовал главный диверсант Третьего рейха Отто Скорцени; параллельно он был «консультантом по вопросам безопасности» спецслужб режима Франко. Ещё один сооснователь «Аджинтер пресс» — крупнейший французский диверсант, радикальный католик и антикоммунист Ив Герен-Серак, ранее участник террористической Секретной вооружённой организации (OAS), которая организовывала покушения и на президента де Голля. Скорцени привлёк одного из самых активных итальянских террористов, неофашиста Стефано Делле Кьяйе, который провёл более тысячи кровавых терактов в Европе и Латинской Америке.
Из этого короткого перечисления очевиден «кадровый состав» «Гладио»: во все времена самым радикальным и бескомпромиссным врагом коммунистов и левых был фашизм и нацизм. Организаторы и участники террористических подразделений собирались из фашистских и нацистских диверсионных структур времён Второй мировой войны и неофашистских сетей, формировавшихся в годы «холодной войны». Поскольку важнейшей задачей операции «Гладио» было дискредитировать левые силы в европейских странах, спецслужбы внедряли террористов в радикальные левые организации, под именем которых и совершались теракты, как «Красные бригады» в Италии. Теракты были постоянной головной болью для итальянского парламента, в котором Коммунистическая и Социалистическая партии имели сильные позиции. Они подозревали, что ведётся тайная война, но расследования не давали результатов — им препятствовали силовые органы страны.
Масштаб террора поражает: лишь в Италии за 18 лет, с 1969-го по 1987-й, было совершено более 14 500 (!) терактов, около 500 человек погибли, около 1 200 человек ранены. Период вошёл в историю как «свинцовые семидесятые». В 1969 году под Рождество взрыв произошёл в Милане на пьяцца Фонтана: погибли 16 человек, 80 ранены. По словам террориста-неонациста Винченцо Винчигерра, участника теракта, взрыв должен был подтолкнуть тогдашнего министра внутренних дел к объявлению чрезвычайного положения 4Strage di Piazza Fontana spunta un agente USA // La Repubblica. February 11, 1998., которым ультраправые собирались воспользоваться для переворота. Крупнейший из терактов, в 1980 году на железнодорожном вокзале города Болонья, унёс жизни 85 человек, 200 были ранены. Жертвой «Гладио» стал премьер-министр Италии Альдо Моро: он ослушался вето США на назначение коммунистов в правительство — в результате был похищен и убит5Gladio — the «Stay Behind» conspiracy. C. 4.
Каждый раз ответственность за теракты возлагалась на леворадикальные группировки. Итальянская мафия принимала активное участие в операциях американских спецслужб в Италии — на эту тему написано немало работ6 См., к примеру: Campbell R. The Luciano Project: The Secret Wartime Collaboration of the Mafia and the U.S. Navy. New York: McGraw-Hill, 1977; Costanzo E. The Mafia and the Allies: Sicily 1943 and the Return of the Mafia. New York: Enigma Books, 2007; Luconi S. Italian Americans and the Invasion of Sicily in World War II. Italian Americana 25.1. 2007. С. 5–2. Собственно, высадка войск США на Сицилию в июле 1943 года готовилась при активном участии мафии, которая устраняла не столько фашистов, сколько коммунистов. Яркий пример надёжного партнёра американских спецслужб — Личо Джелли. Чернорубашечник с молодости, он воевал в Испании на стороне фаланги Франко, а в годы Второй мировой обеспечивал связь фашистской Италии с руководством Третьего Рейха. В сентябре 1943 года Джелли переместился в Итальянскую социальную республику, последний притон фашизма на оккупированной Германией территории северной Италии. В 1960-е он стал одним из руководителей ложи «П2» (Propaganda Due), практически филиала ЦРУ, его неоднократно обвиняли в организации терактов и убийств членов радикальных левых групп. Через обширную сеть связей с силовыми структурами Джелли препятствовал расследованиям терактов, включая устранение свидетелей, в 1970 году поддержал попытку неофашистского переворота. В 1988 году сенат Италии создал специальную парламентскую комиссию по расследованию терактов. Расследование шло тяжело: свидетели отзывали свои показания, документы пропадали… Но постепенно правда выходила на поверхность и в Италии, и в других европейских странах.
«Всё дело в том, — говорил греческий парламентарий Василис Ефримидис, — что “Гладио” была создана НАТО и ЦРУ, которые под предлогом защиты демократии фактически подрывали её устои и использовали для своих нечестных целей». Одно из наиболее полных исследований операции «Гладио» провёл швейцарский исследователь Даниэль Гансер: его работа «Секретные армии НАТО: операция “Гладио” и терроризм в Западной Европе» вышла в 2004 году, была впервые переведена на русский в 2012-м и переиздана в 2017 году. Журналисты-расследователи ВВС на волне шокирующей информации выпустили в 1992 году содержательный документальный фильм7Operation Gladio. State-Sponsored Terror. BBC Timewatch, 1992. https://www.youtube.com/watch?v=AUvrPvV-KQo, основанный на интервью с террористами, экс-сотрудниками НАТО и ЦРУ, участвовавшими в операции, а также со следователями и парламентариями, которые вели расследование.
Последнее из известных тайных совещаний Секретного комитета НАТО с представителями европейских спецслужб состоялось 24 октября 1990 года в Брюсселе. Подразумевается, что с распадом СССР операция «Гладио» была завершена, но официальных заявлений на этот счёт не было, да и насколько можно было бы им верить?
Понесли ли наказания неонацисты, ответственные за смерти сотен европейских граждан? Винченцо Винчигерра, террорист и член неофашистской группы «Ордине нуово», отбывает пожизненное наказание. Другой крупнейший террорист и неонацист Стефано Делле Кьяйе (1936–2019) и в 2010-е годы продолжал праворадикальную агитацию — вместе с депутатом Европарламента от «Лиги» Марио Боргезио8Borghezio parla al comandante. https://www.youtube.com/watch?v=2HPoOkfniM8. Подозревавшийся в участии итальянский неофашист Роберто Фиоре в 1980 году бежал от итальянского судебного преследования в… Британию. В 1985 году итальянский суд заочно признал его виновным в создании террористической организации. В Британии Фиоре тесно сотрудничал с неофашистским Британским национальным фронтом (BNF), а в 1999-м вернулся в Италию и возглавил открыто неофашистскую партию «Новая сила» (Forza Nuova). В 2008-м он стал депутатом Европарламента, автоматически заменив по списку сдавшую мандат Алессандру Муссолини. На фоне попыток изоляции России в 2014 году Фиоре даже предлагал свои лоббистские усилия Москве. Британские левые источники утверждали, что Фиоре являлся секретным сотрудником MI‑6.
Что же происходит на военных базах, где в годы «холодной войны» готовили террористов для «Гладио»? Известно, что подготовка велась, в частности, на военной базе США в Виченце в Италии и в Бад Тёльц в Баварии, в казармах, построенных для частей SS в 1937 году. Эти казармы в ноябре 1953 года стали первой зарубежной базой для 10-го полка сил специального назначения сухопутных войск США (Army’s 10th Special Forces Group). Известные как «зелёные береты», эти силы выполняют задачи по проникновению на оккупированные врагом территории и ведению скрытой борьбы вместе с местными силами. 10-й полк спецназа был создан в 1952 году именно для европейского театра военных действий и в 1960-е годы вёл подготовку по «нетрадиционной войне» для партнёров по НАТОКрашенинникова В. США готовятся к большой войне с Россией в Европе. РИА.ру. 11 июля 2022. https://ria.ru/20220711/ spetsnaz-1801566108.html. Глава итальянской сети «Гладио» генерал Серравалле рассказывал, как в 1972 году «посетил 10-й полк специального назначения в бывших казармах SS в Бад-Тёльце по меньшей мере дважды. Их командиром был полковник Людвиг Фастенхаммер, истинный Рэмбо», — рассказывает Даниэль Гансер10Гансер Д. Секретные армии НАТО: операция «Гладио» и терроризм в Западной Европе. С. 76..
Как сообщила в июне газета «Нью-Йорк таймс», 10-й полк занимался подготовкой украинского спецназа на базе на западе Украины до начала спецоперации России, а после 24 февраля на его основе в Германии был создан штаб планирования для координации военного содействия Украине11Schmitt Е, Barnes J, Cooper H. Commando Network Coordinates Flow of Weapons in Ukraine, Officials Say. The New York Times. 25 июня 2022. Https://www.nytimes.com/2022/06/25/us/politics/commandos-russia-ukraine.html. По информации издания, в интересах Киева действует «секретная сеть коммандос и шпионов, спешащих предоставить оружие, разведданные и боевую подготовку». Сейчас в этот штаб входят ни много ни мало 20 стран. У 10-го полка спецназа есть свой герой-символ, чьё имя носит ежегодная награда для лучшего оперативного подразделения. Он же в 2010 году был назван первым (!) почётным членом полка, а в 2011 году введён в Зал почёта Командования специальных операций США. Зовут героя Ларри Торн, в финском оригинале Лаури Тёрни (Lauri Törni). Свою славу он завоевал как солдат трёх армий, посвятивший жизнь борьбе с коммунистами — в рядах финской армии в Зимней войне и во Второй мировой, за что получил высшую награду Финляндии ― Крест Маннергейма; в финском батальоне СС после выхода Финляндии из войны с СССР в сентябре 1944- го; и в спецназе армии США во Вьетнаме. Именно такого типа нужно было выбрать главным героем из всех американцев и европейцев, отслуживших в полку за семьдесят лет. И такой выбор был сделан спустя двадцать лет после того, как Советский Союз был разрушен.
На сегодня имеем следующий факт: секретный штаб в Германии, с высоко компетентными кадрами и обширным опытом «чёрных» спецопераций, включая терроризм «под чужим флагом», с нацистом в качестве героя, при участии 20 стран НАТО организует и ведёт украинскими руками военные действия против России, поставляя необходимые опыт, стратегию, оружие, разведданные и боевую подготовку. На посты главы Европейского командования США (EUCOM) и Верховного главнокомандующего союзными войсками в Европе в начале июля этого года заступил генерал Кристофер Каволи, потомственный военный, его отец служил в Германии, в Риме, Вероне, Виченце. Каволи закончил Принстон в 1987 году и вернулся на базу в Виченце десантником на 1988–1991 годы. В 1997 году закончил Йельский университет со степенью магистра по России и Восточной Европе. С 2001 года подполковник Каволи был директором по России в Управлении стратегических планов и политики Объединённого штаба. После милитаризации конфликта на Донбассе, в июле 2014 года, Каволи возглавил Объе-динённое многонациональное учебное командование 7-й армии на учебном полигоне Графенвор (Grafenwöhr) в Германии, где в послевоенные годы готовили членов германской тайной сети.
Сегодня на основе открытой информации сложно сказать, продолжается ли операция «Гладио». Однако кадры, опыт, методология — всё это имеется в распоряжении Вашингтона. Очевидно, что теперь, когда противодействие Запада России перешло в плоскость военного конфликта через прокси-силы, опыт и методы периода «холодной войны» будут адаптированы к текущим задачам и применены в полной мере.
Текст: Вероника Крашенинникова, генеральный директор Института
внешнеполитических исследований и инициатив
Источник: Вестник «Воронцово поле» №3, за 2022 г.
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School