17 ноября 1757 года указом Сената в Санкт-Петербурге была учреждена Академия художеств, сыгравшая огромную роль в истории русской художественной культуры. Долгое время, вплоть до начала XX столетия, Академия оставалась единственным в стране высшим художественным учебным заведением и главным центром художественного просвещения. Среди её выпускников – художники Карл Брюллов, Илья Репин, Василий Поленов, Василий Суриков, скульптор Иван Мартос, архитектор Константин Тон.
Инициатором создания Академии был граф Иван Шувалов, впоследствии ставший её попечителем. Главной задачей Академии стало воспитание высокопрофессиональных художников. Для обучения были приглашены педагоги из-за рубежа.
Занятия со студентами начались уже в 1758 году. Курс продолжался девять лет: учащиеся изучали основы искусства гравюры, портрета, скульптуры, архитектуры. Спустя несколько лет Академия художеств получит статус Императорской, а при ней откроется Воспитательное училище, куда принимались дети начиная с пяти-шести лет.
«Все оное разумеется о здоровых по осмотрам докторским; увечных же, слепых и тому подобных, а особливо имеющих такие болезни, которые и других вредить могут, не принимать; да и когда побыв два месяца на пробе, окажут на себе признаки оных болезней или совсем будут тупы и непонятны, таковых яко неподающих уже никакой надежды отдавать назад»,
– говорилось в Уставе Академии,
подписанном Екатериной II в 1764 году
и придавшем учебному заведению особый государственный статус.
Уже с начала XIX века Академия играет главенствующую роль со всех сферах художественной жизни. Например, получает право заниматься крупными городскими архитектурными проектами: участвует в возведении и оформлении Казанского и Исаакиевского соборов, храма Спаса на Крови в Санкт Петербурге, храма Христа Спасителя в Москве.
«Художников и мастеров, происходящих из сей Академии, во всей Империи Нашей свободно и беспрепятственно ко всем казенным и публичным работам по их искусству в художестве, равно как и в службы, где кто пожелает, и такой человек надобен будет, допускать и принимать»,
– писалось в Уставе.
Академия была в первую очередь важным просветительским центром: основывала провинциальные художественные школы и училища, где преподавали её выпускники, при художественных учебных заведениях создавались музеи, проводились выставки. Кроме того, в Академии издавались самые разнообразные книги и научные труды.
«Наконец дозволяем Мы сей Академии, учредить и содержать собственную свою типографию, для печатания не только всяких касающихся до художеств и мастерств, но и других полезных книг, наблюдая токмо, чтобы как до сего времени было, одна типография другой какого подрыва не чинила»
– из Устава Академии 1764 года.
Более чем полтора столетия, с 1757 по 1917 год, в состав Академии художеств входили практически все выдающиеся деятели российской и мировой художественной культуры: М. Ломоносов, В. Баженов, Д. Дидро, Э. Фальконе, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, Л. Бортнянский, Ф. Шубин, К. Брюллов, К. Росси, П. Федотов, В. Перов, И. Крамской, В. Суриков, И. Репин, В. Стасов, П. Третьяков, И. Шишкин, В. Серов, И. Левитан, А. Саврасов, А. Менцель, О. Роден, К. Танге и другие.
После революции Академия была упразднена. Вместо неё были созданы Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские. Однако преемственность академической системы художественного образования, вопреки всему, все же была сохранена. Уже к 1932 году Академия художеств была воссоздана и получила название Всероссийской. А после войны, в 1947 году, она будет преобразована в Академию художеств СССР и переедет в Москву. Академия художеств СССР просуществует до 1991 года, а затем вновь сменит название – на то, что мы знаем сейчас, – станет Российской академией художеств.
Текст: Анна Хрусталева
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
С 21 по 24 октября 2024 года в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук в Новосибирске работала всероссийская (с международным участием) научная конференция «Знаки и образы в искусстве каменного века», приуроченная 300-летию Российской академии наук.