Выступление Председателя Российского исторического общества
г. Москва, Дом РИО
15 марта 2024 г.
Наш круглый стол посвящён иностранной интервенции в годы Гражданской войны. Обстоятельства, приведшие к этой трагедии, широко известны. Обескровленная продолжительной смутой, утратившая твёрдость центральной власти и единство народа, бывшая Российская империя оказалась бессильна перед вторжениями извне – как со стороны Германии и Австро-Венгрии, так и со стороны своих бывших союзников по Антанте.
Под видом «помощи» в борьбе с большевиками, а то и попросту создавая марионеточные правительства, иностранные державы настойчиво преследовали собственные интересы – в ущерб интересам России. Со временем даже самые непримиримые лидеры Белого движения, поначалу доверившиеся интервентам, осознали ошибочность этой ставки. Попытка опереться на иностранные штыки не могла обернуться ничем, кроме горького разочарования. Как вспоминал позднее Антон Иванович Деникин: «Это была не помощь, а оккупация».
Даже при беглом знакомстве с историческими документами поражает то хищническое рвение, с которым западные державы бросились разорять территорию бывшей Российской империи. Вывозилось буквально всё – полезные ископаемые, древесина, имущество портов, пароходств, промышленных предприятий и многое-многое другое. На юге России, к примеру, полностью пропало зерно – страны Антанты расчётливо прикинули, что честно закупать хлеб в Европе будет дороже. Западные правительства сделали всё возможное, чтобы Гражданская война, открывшая перед интервентами широкий простор для грабежа, длилась бы как можно дольше.
На ум приходят невольные параллели с нынешней ситуацией на территории бывшей Украинской Советской Социалистической Республики. Страна, погрязшая во внутриэлитных дрязгах, шаг за шагом оказалась под властью марионеточного неонацистского режима, от имени которого орудуют его иностранные хозяева. Их так называемая «помощь» оборачивается лишь усугублением ситуации и перетоком последних оставшихся ресурсов за рубеж.
Последним штрихом в этой неприглядной картине стало недавнее заявление президента Франции Эммануэля Макрона, прямо предложившего отправить на Украину военный контингент. Как здесь не вспомнить проникнутые болью строки из воспоминаний нашего выдающегося соотечественника Константина Георгиевича Паустовского – свидетеля предыдущего французского военного присутствия в Одессе?
«Я испытал тогда жестокую обиду за Францию и за французов, обиду за великую французскую культуру, за Дидро и Вольтера, Гюго и Стендаля, за всех великих французов, которых никто из нас не отделял от русских. Они казались нам такими же родными, как Пушкин, Толстой, Чехов. Они были жестоко унижены политическими маклаками Франции и их представителем – надутым как петух генералом д’Ансельмом. Я представлял себе, с каким холодным презрением Стендаль или Гюго приказали бы расстрелять этого генерала за его трусливую подлость». Так и хочется посоветовать Макрону и Сежурне, главарям неонацистских прибалтийских режимов, почитать Паустовского. Это чтение, может быть, поможет им освободиться от их безумных и параноидальных мечтаний.
Горькую память о себе оставили и британские интервенты на Русском Севере. Ещё весной 1918 года под надуманным предлогом «защиты от германской опасности» в Мурманский порт вошёл английский крейсер «Глория» — предвестник будущего полномасштабного вторжения.
Помимо привычного для прочих интервентов грабежа, британцы развернули на подконтрольной им территории настоящий колониальный террор. В восточной части Кольского полуострова появилась тюрьма, а на острове Мудьюг близ Архангельска – целый концентрационный лагерь. События, происходящие там, сегодня вспоминаются незаслуженно мало. А ведь в своё время оккупанты расстреляли на Мудьюге более 100 человек, морили в застенках тысячи заключённых. Отрадно, что благодаря участию местных общественных организаций на острове уже начались работы по воссозданию ранее утраченного Мудьюгского мемориала – скромного памятника жертвам иностранных интервентов.
Следующим шагом в деле сохранения памяти о событиях иностранной интервенции видится комплексное обновление Волгоградского мемориально-исторического музея. В перспективе – первого в нашей стране музея, полностью посвящённого истории Гражданской войны. Знаю, что на сегодняшний день уже подготовлен соответствующий проект реставрационных работ, разрабатывается концепция основной экспозиции. Полагаю, что директор музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексей Владимирович Дементьев расскажет об этом проекте поподробнее.
Начиная сегодня большой разговор об иностранной военной интервенции, считаю правильным постараться извлечь из него востребованные исторические уроки, особенно актуальные в те дни, когда вся страна, голосуя на выборах Президента России, тем самым определяет своё будущее. Важнейший из этих уроков, на мой взгляд, состоит в том, что развитие России может быть обеспечено лишь при условии надёжной защиты её суверенитета. И никакие политические лозунги не способны оправдать попыток опереться на поддержку со стороны внешних сил, роль которых, как показывает исторический опыт, неизбежно оказывается деструктивной или даже разрушительной по отношению к государству и обществу.
Передаю микрофон Александру Огановичу Чубарьяну.
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School