Речь Председателя Российского исторического общества на заседании круглого стола, посвящённого четырехлетней годовщине воссоединения России и Крыма.
Приветствую вас в стенах Дома Российского исторического общества.
Наша сегодняшняя встреча посвящена великому историческому событию: четыре года назад благодаря твёрдому решению крымчан и политической воле российского руководства была открыта новая, современная страница в истории нашей страны – Крым и Севастополь воссоединились с Россией после 23 лет аннексии. Такой своеобразной, мирной аннексии, которая, к сожалению, стала возможной в силу отсутствия в России политической воли и политической ответственности за судьбы крымчан со стороны российской власти того периода.
Мы все хорошо помним, что впервые Крым вошёл в состав Российской империи в 1783 году, когда последний крымский хан Шахин Гирей передал престол русской императрице Екатерине II. Только в составе Российской империи Крым сумел вырваться из затянувшегося средневековья, начался период активного развития полуострова, при этом надо сказать, что народы полуострова стойко переносили все тяготы, которые выпали на долю России в XIX и XX столетиях.
Я не стану перечислять даже основные этапы развития Крыма в составе России и сразу перенесусь в середину XX века. Тяжёлым испытанием для крымчан стали годы Великой Отечественной войны: вторая оборона Севастополя, чёрные месяцы гитлеровской оккупации, трагедия первого Керченского десанта. Лишь весной 1944 года после освобождения от гитлеровцев на полуостров вновь вернулся долгожданный мир.
Годом спустя, в феврале 1945 года, когда на Ялтинской конференции лидеров трёх держав антигитлеровской коалиции обсуждались контуры будущего послевоенного миропорядка, никто даже представить себе не мог, что Крым и Севастополь когда-либо вновь окажутся под чужой и грабительской властью. Невозможно было представить себе и раскол между братскими народами России и Украины, плечом к плечу сражавшимися и победившими нацизм.
Думаю, что этого не мог представить себе и Никита Сергеевич Хрущёв, передавший Крым Украинской ССР в качестве такого своеобразного подарка к 300-летнему юбилею Переяславской Рады. Но, как говорят, история редко ходит прямыми путями. Это антиконституционное и конъюнктурное решение Хрущёва обернулось для крымчан роковыми последствиями.
Украинский период – я хотел бы это особо подчеркнуть – останется, конечно, неотъемлемой частью истории Крыма. Народная оценка этому периоду уже дана – она была дана в марте 2014 года на референдуме. И в итоге Крым и Севастополь вновь и теперь уже навсегда вошли в состав России. Кстати, два дня назад на выборах Президента Российской Федерации эта решимость крымчан и севастопольцев была снова подтверждена.
За эти четыре года Крым и Севастополь прошли путь – без всяких натяжек и преувеличений –гораздо более масштабный и успешный, чем за предыдущие 23 года. Сделан значимый шаг в социально-экономическом, общественно-политическом и культурном развитии полуострова. Должен сказать, что особое внимание отныне уделяется богатейшему историческому наследию полуострова, большой вклад при этом вносят и сами крымские историки. И отделения Российского исторического общества в Крыму и Севастополе являются одними из самых активных среди представительств РИО.
В течение нескольких лет под эгидой Российского исторического общества шла кропотливая работа по подготовке такого объёмного двухтомника - «История Крыма». Над ним трудились более 40 авторов – как из Института российской истории РАН, так и из других авторитетных организаций, в том числе работающих в Крыму. И только что из печати вышли сигнальные экземпляры этого труда, и у нас сегодня есть возможность представить вам эту работу.
Кроме того, ещё одно событие, которое связано с историей Крыма, - сегодня отмечается 167-я годовщина со дня рождения выдающегося крымско-татарского просветителя и общественного деятеля Исмаила Гаспринского. Говоря об этой дате, я хотел бы напомнить, что территория России формировалась веками и основным механизмом этого процесса было мирное вхождение различных народов в состав единого российского государства. И каждый народ в конечном итоге находил свою выгоду от присоединения к российскому цивилизационному проекту. Люди получали не только гарантии безопасности, но и необходимую поддержку в культурном развитии. Такой деликатный, взвешенный подход к национальному вопросу высоко ценили лучшие представители этнической интеллигенции. Среди них выделяется, конечно, Исмаил Гаспринский. В частности, по этому поводу он писал следующее: «Русские одарены весьма редким и счастливым характером мирно и дружно жить со всякими другими племенами. Это хорошая черта, несомненный залог величия и спокойствия России».
Сегодня состоится презентация нового документального фильма, который называется «Исмаил и его люди». Он посвящён этому выдающемуся человеку. В прошлом году этот фильм получил поддержку фонда «История Отечества».
C.Е.Нарышкин
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
В Саратове, в Музее боевой и трудовой славы состоялась презентация сайта kursanty-balakovo.ru, посвящённого Симферопольскому военному пехотному училищу, которое во время Великой Отечественной войны дислоцировалось в Саратовской области: сначала, всего несколько месяцев, — в сёлах Питерка и Моршанка, а затем, с весны 1942-го по весну 1944-го — в городе Балаково.
После Венского конгресса 1815 г. под скипетром Романовых оказалась большая часть территории Речи Посполитой, исчезнувшей еще в конце XVIII в. с политической карты Европы. Это были как удерживаемые Польшей в течение нескольких столетий бывшие земли Древней Руси (Правобережная Украина, Белоруссия), так и Литва, и значительная часть собственно «этнографической Польши».
Русские в Японии – тема столь же трудная для освещения, сколь и интересная. Взгляд историка немедленно «разбегается» по отдельным лицам и биографиям, выхватывая те или иные зарисовки характеров и судеб. В Японии нас никогда не было много.
Для исследователей, занимающихся советской эпохой, 1970-е предстают в разных исторических «ролях». Для многих специалистов по политической истории — это прежде всего время «застоя», красноречиво отразившееся на фотографии членов Политбюро, монументально выстроившихся, позируя перед выходом на Красную площадь.
Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.
Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.
Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.
Изучение экономической и политической истории СССР в период 1990 – 2000-х годов находилось под значительным влиянием особенностей развития современного российского государства, ставшего преемником советского государства не только в юридическом отношении, но и в других ресурсных аспектах.