Врио председателя правления Российского исторического общества Руслан Гагкуев и ученый секретарь Института славяноведения Российской академии наук Никита Гусев посетили Боснию и Герцеговину, где провели переговоры о взаимодействии с руководством Университета Восточного Сараево. О своих впечатлениях от визита на Балканы ученые поделились с корреспондентом «Российской газеты».
Достигнуты ли какие-то принципиальные договоренности о развитии сотрудничества с историками из Республики Сербской?
Руслан Гагкуев: Одна из главных целей делегации Российского исторического общества состояла в расширении сотрудничества с Университетом Восточного Сараево. Запрос на него среди историков Республики Сербской очевиден. Мы обсудили наиболее приоритетные для нас направления сотрудничества. Первым среди запланированных мероприятий станет совместная конференция по наиболее актуальному для историков двух стран вопросу - истории Второй мировой войны. С одной стороны, и для российских, и для сербских историков важно сохранение памяти о борцах с нацизмом, с другой - недопущение фальсификации ее истории. Последнее особенно важно, так как такие попытки участились за последние годы. Речь идет как об ответственности за развязывание Второй мировой войны, так и попытки пересмотреть ее итоги, умалить роль СССР в разгроме нацизма.
Этим аспектам и будет посвящена международная конференция, запланированная на ноябрь текущего года в Восточном Сараево. Ее организаторами, помимо Российского исторического общества и Университета Восточного Сараево с российской стороны выступят Институт российской истории и Институт славяноведения РАН. Мы рассчитываем привлечь к участию в ней ведущих российских специалистов по этой проблематике и вновь приехать в Республику Сербскую. Часть докладчиков подключится к ее работе дистанционно.
Никита Гусев: Помимо того, намечены планы дальнейшего сотрудничества. Университет Восточного Сараево заинтересовался в организации регулярной научной конференции, посвященной исторической роли России на Балканах. В условиях бойкота российских площадок со стороны западных ученых она могла бы стать нейтральной территорией, на которой отечественные ученые получили бы возможность на международной арене отстаивать историческую истину об освободительной роли России для балканских народов и не позволять предать ее забвению. В длительной перспективе стороны отметили необходимость проведения в 2025 году мероприятий, приуроченных к 150-летию восстания против турецкой власти в Боснии и Герцеговине. В ходе его Россия оказывала поддержку восставшим славянам, а само восстание послужило началом Великого Восточного кризиса, увенчавшегося русско-турецкой войной 1877-1878 годов, принесшей свободу болгарам, сербам и черногорцам.
Вы поучаствовали в открытии на философском факультете УИС выставки РИО "Забвению не подлежит", призванной напомнить международной общественности, в первую очередь молодежной аудитории, о тех жертвах, которые принесли народы СССР во имя спасения мира от "коричневой чумы" ХХ века. Как местная аудитория встретила этот проект?
Руслан Гагкуев: Выставка, о которой идет речь, была подготовлена Российским историческим обществом и фондом "История Отечества" при участии Росархива еще в год пандемии Короновируса. Отрадно, что наши усилия по созданию таких выставок на разных европейских языках - в том числе и на сербском - встретили интерес в разных странах Европы. В открытии выставки в здании Университета Восточного Сараево принял участие чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Боснии и Герцеговине И.А.Калабухов, ректор университета Милан Кулич, декан Философского факультета Драга Мастилович, а также многие преподаватели и студенты вуза. Важно отметить внимание со стороны прессы - нашем визит и открытие выставки подробно освещались в печатных СМИ и на телеканалах Республики Сербской. С учетом открытия выставки в Университете, думаю, что основными ее посетителями будут студенты, молодежь, что для нас особенно важно и значимо.
Первый вечный огонь в память об участниках и жертвах Второй мировой войны был зажжен именно в Югославии. При этом сегодня и на Балканах происходят попытки реабилитации усташей и иных пособников нацистов. Сербские же ученые прилагают усилия для сохранения памяти о партизанах и мирных жителях, погибших на территориях, оккупированных нацистами в годы Второй мировой войны. Чем российская историческая школа может помочь сербским коллегам?
Руслан Гагкуев: Да, первый вечный огонь в память о жертвах Второй мировой войны действительно был зажжен в Сараево, еще в апреле 1946 года. Горит он и сейчас. Мы подробно обсуждали с коллегами сложившуюся ситуацию, и запланированная нами конференция по истории Второй мировой войны как раз призвана внести свой вклад в борьбу с попытками реабилитации союзников и пособников нацистов. В России немало квалифицированных историков, занимающихся этой проблематикой. Убежден, что обмен информацией, опытом не только усилит научные связи между специалистами двух стран, но и внесет свою лепту в противостоянии указанной Вами тенденции. Немаловажен также и ввод новых источников в научный и общественный оборот. Те трофейные документы стран нацистского блока, хранящиеся в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации, могут быть очень полезны сербским историкам.
Помимо конференции важно сказать об еще одном проекте, который сейчас реализует Российское историческое общество и фонд "История Отечества". В минувшем году мы подготовили и издали на русском языке учебное пособие по истории Второй мировой войны, ориентированное на наших соотечественников, проживающих за рубежом, и иностранных граждан. Для последних мы планируем перевод этого издания на 10 наиболее распространенных в мире языков. Учитывая значимость для нас сотрудничества с сербами, мы подготовим издание и на сербском языке, отдельно представив его по выходу.
Никита Гусев: В первую очередь, конечно, здесь важны документальные свидетельства, предоставляющие неопровержимые свидетельства преступлений нацистов и их пособников. В России имеются богатейшие коллекции, отложившиеся в ходе деятельности и советских вооруженных сил, и советских дипломатов, и советской разведки. Выявление соответствующих документов, если необходимо, то и их рассекречивание, с последующей полноценной научной публикацией на русском и сербском языках могло бы внести огромный вклад в то, что эти преступления не будут преданы забвению. Однако здесь, конечно, мало усилий одних историков. В данном вопросе требуется не только финансирование, но и фактически создание специальной межведомственной комиссии, в которую бы вошли не только исследователи, но и представители соответствующих архивов и ведомств, в чьем ведении находятся данные фонды. Только такой обстоятельный подход позволил бы полноценно организовать выявление документов, в которых, уверен, содержится еще немало информации, не известной не только публике, но и российским и сербским ученым.
Источник: «Российская газета»
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
Научные публикации Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского пополнились новым изданием — монографией «Федерализм в российской государственной парадигме: историко-правовое исследование», написанной сотрудниками кафедры государственно-правовых дисциплин Романом Марковым и Наталией Жуковской.
Изучение экономической и политической истории СССР в период 1990 – 2000-х годов находилось под значительным влиянием особенностей развития современного российского государства, ставшего преемником советского государства не только в юридическом отношении, но и в других ресурсных аспектах.
Слыша, как часто сегодня на Дальнем Востоке, в Приморье, во Владивостоке упоминается имя Василия Ощепкова, трудно поверить, что исторический образ первого русского дзюдоиста и создателя борьбы самбо здесь возник совсем недавно, не более пятнадцати лет назад.
В течение ХХ в. в США и в странах Западной Европы сформировался институт защиты прав потребителей, предполагающий ограничение экономической свободы участников рынков в пользу слабейших из них.0Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект "Государственная политика в сфере прав потребителей в СССР, № 14-01-00125".
Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.
Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».
Крупномасштабные военные операции между французскими и немецкими войсками начались в мае 1940г., когда 10 мая германские соединения перешли границы Бельгии и Голландии. Уже через 4 дня около 30 английских и французских дивизий были окружены немцами под Седаном.
Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].