Из князей в святые: 800 лет со дня рождения Александра Невского

В этом году исполняется 800 лет со дня рождения легендарного полководца. О том, чего мы ещё не знаем о князе, и о проекте «Александр Невский: Великий Северный путь» беседуем с директором Санкт-Петербургского института истории РАН, членом-корреспондентом РАН Алексеем Сиреновым.

Когда переносили мощи, мост рухнул

Почему «Северный путь»?

Из князей в святые: 800 лет со дня рождения Александра Невского
Фото с сайта: old-kursk.ru. На фото: Алексей Сиренов

Поскольку Александр Невский – первый российский правитель, который сделал Север доминирующим вектором государственной политики. Именно это и привело к тому, что в XVIII в. он стал национальным героем.

Мы хотели посмотреть на Александра Невского свежим взглядом. Ведь это человек, чье влияние на историю сказалось не только в XIII в., но и в XV в. (тогда он олицетворял для Новгородской и Псковской республик борьбу с западной экспансией), и в XVI в. (в этот период память о князе была важна как веха династической истории), и в XVIII в. (Петр I позиционировал его как своего предшественника в продвижении на северо-запад), и дальше…

Планируется грандиозное мероприятие – с апреля по декабрь, в нескольких регионах страны. Что это будет?

В этом проекте объединились наш институт, три крупных музея – Новгородский, Владимиро-Суздальский музеи-заповедники и Музей истории Санкт-Петербурга, партнёром выступает компания «Норникель». Это будут не только выставки и конференции с участием международных экспертов. Но также коллоквиумы, посвящённые в том числе краеведческим аспектам культурной памяти о князе. Совместно с издательством «Росспэн» мы планируем выпустить альбом «Реликварий Александра Невского». И создать два документальных фильма – про то, как снимал свой знаменитый фильм Эйзенштейн, и про то, как в XVIII в. переносили мощи Невского из Владимира в Петербург. Съемочная группа пройдёт тем же путем. Кстати, при перенесении мощей в одном месте рухнул мост, и, как следует из документов, саркофаг оказался в воде.

Новгородская выставка будет в основном об Александре Невском как о князе, о его эпохе. Владимирская – о нём как о святом. А выставка в Петропавловской крепости будет посвящена последним трем столетиям, заканчивая Великой Отечественной войной. Там полководец будет представлен как национальный герой.

Останки Невского горели

Когда Невский стал святым?

Он – один из первых князей, кто принял монашество перед смертью и именно поэтому был похоронен в монастыре, а не в городском соборе. Интересно, что сразу после смерти было написано его житие и до XVIII в. его почитали именно как монаха, а не как князя. Его княжеские изображения были только на генеалогических древах – как предка московских царей. Официальная же процедура канонизации на Руси была принята только в 1547-м, и вот тогда-то и были канонизированы многие святые, в том числе Александр Невский.

В 1491-м монастырь, где был похоронен князь, горел. Выходит, его гробница уцелела?

Трудно сказать. В летописях есть известие, что тело Александра Невского сгорело (заметьте: тело, не мощи, он ещё не назван святым!). И, к слову, именно из этой записи мы можем понять, что его почитали во Владимире: если бы это была просто закрытая гробница, никто бы и не понял, чьи останки сгорели.

Если сгорели, то чьи же мощи лежат в саркофаге?

Видимо, что-то всё же уцелело. По крайней мере в конце XVI в. появилась новая редакция жития Александра Невского, и там сказано: мощи князя чудесно спаслись. Есть и ещё одно свидетельство: когда в 1550-м Иван Грозный посетил гробницу своего предка, священник из его свиты увидел, что в саркофаге большая трещина, просунул в неё свою больную руку – и она исцелилась. В общем, князя почитали как местного святого, во Владимире фиксировали чудеса исцеления… Так продолжалось до конца XVII в.

И что случилось в это время?

В окружении тогдашнего патриарха Адриана был ризохранитель Боголеп (родом из Владимира). Некогда он дал обет изготовить новый саркофаг для останков Александра Невского. И выполнил его – заказал на свои средства гробницу, куда в 1697-м торжественно и переложили мощи. С этого времени в общем-то и вспомнили о князе.

Путь в Петербург

Как связан новый саркофаг со всероссийским почитанием?

Все началось через несколько лет после этого, с Петра I. С момента, когда царь задумал основать новую столицу. Было объявлено: Троицкий монастырь (позже стал известен как Александро-Невская лавра) заложен как раз на том месте, где, по преданию, князь разбил шведов. Хотя это совершенно не то место, но идеологически надо было показать преемственность: новая столица – именно там, где ещё 500 лет назад шведов бил Александр Невский, а потом и Пётр I. А после заключения Ништадтского мира в 1721-м император решил перенести мощи полководца в Петербург. С этого времени почитание Невского приобрело общегосударственный характер.

Был издан указ, запрещающий изображать Александра Ярославича в виде монаха, а только в княжеском обличье. Началось прославление князя как государственного деятеля.

Орден Александра Невского появился тогда же?

Чуть позже. Он действительно был задуман Петром, но учредила его Екатерина I. Орден имел высокий статус – им награждали военачальников, государственных деятелей…

А Екатерина II в честь князя назвала старшего внука, тем самым заложив традицию – из 6 российских императоров 3 носили это имя, соответственно имели покровителем св. Александра Невского. И в XIX в. многие из храмов, активно возводившихся в это время, в том числе в столицах Европы, были посвящены именно ему.

Занятно, но имя князя стремились привязать практически ко всему. Даже основанное в конце XIX в. общество трезвости носило имя Александра Невского.

Торопец и его икона

Каждый хотел «кусочек» Невского?

Да. Уже с XVIII в. в разных городах появляется ряд легенд. К примеру, в Старой Ладоге гордятся полем, где князь сражался со шведами. Он там и правда бывал, но со шведами не сражался.

Впрочем, гораздо более показательна другая легенда. Мало кто помнит, что город Торопец также был уделом князя, он унаследовал его от своей матери – княгини Феодосии. И именно тут Александр женился на полоцкой княжне. Собственно, больше мы ничего о Торопце в жизни князя и не знаем.

В XVIII в. Торопец вдруг оказался, говоря современным языком, на волне успеха. Город рос, строился, местные купцы участвовали во внешней торговле…

И вот, видимо, торопчанам показалось мало успеха в бизнесе, появилась легенда об иконе. Дело в том, что там хранилась древняя икона Богоматери. И вдруг стали говорить: это личная венчальная икона Александра Невского, та самая, которую привезла с собой невеста князя.

А это так и было?

Да что вы! Это икона XIV в. и к Александру Невскому никакого отношения не имеет. Но это мы сейчас уже точно знаем, а тогда – древняя и древняя… Она в Торопце очень почиталась, местный учитель рисования даже сделал с нее список и отослал в Петербург Александру III (сейчас он хранится в Эрмитаже). А якобы венчальную икону-оригинал после революции передали в Русский музей.

Не та ли это икона, которую в 2009-м передали в один из храмов Подмосковья? И которую должны были вернуть в музей в 2011-м, но так и не вернули...

Та самая. Инициатором «переселения» иконы из музея в коттеджный поселок «Княжье озеро» считается один крупный бизнесмен. Видимо, он считал своим покровителем Невского, вот и постарался. Эксперты осматривали её после нескольких лет пребывания на новом месте и зафиксировали начавшиеся проблемы…

Но, повторю, не имеет эта икона никакого отношения к Александру Невскому. Да, она древняя, ценная, это яркий образец псковской школы XIV в. Но при чём тут князь? Все это, к сожалению, результат легенд XVIII в., традиции уже более нового времени, когда мало просто знать о каком-то герое прошлого, а важно прикоснуться к нему через что-то.

Многое из того, о чём я рассказывал, можно будет увидеть на наших выставках.

Рассказывает Алексей Сиренов:

Считается, что у князя было несколько жен. На самом деле неизвестно, сколько их было. Я склоняюсь к мысли, что у него была одна супруга: известия о второй и третьей появились лишь в XVI–XVII вв. С большой долей уверенности предполагаю, что речь идет об одной и той же женщине. В конце 1990-х археологи из Эрмитажа проводили раскопки Рождественского монастыря во Владимире. Руководил ими Олег Михайлович Иоаннисян. Они нашли остатки первоначальной гробницы Александра Невского, ещё XIII в. Сейчас эти материалы будут опубликованы.


* * * Материал вышел в издании «Собеседник» №12-2021 под заголовком «Александр Невский проложил Великий Северный путь».

Скворцова Елена

Источник: https://sobesednik.ru/obshchestvo/20210329-aleksandr-nevskij-prolozhil-ve

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Мы в соцсетях

Запись на экскурсии в Дом РИО

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

Восемьдесят лет назад началась ВОВ... почтим память наших героев

Проект «Парад Памяти», организованный оренбургским отделением Российского исторического общества при поддержке кафедры истории России Оренбургского государственного педагогического университетав 2019 году, набирает обороты.

 

В Научной библиотеке СОГУ открылась выставка проекта «Без срока давности»

В Научной библиотеке СОГУ открылась выставка проекта «Без срока давности»

23 апреля 2021 г. на площадке СОГУ был дан старт мероприятиям, посвященных памятным датам Великой Отечественной войне и Дню Победы 9 мая.

 

Учителям истории Северной Осетии представили онлайн – проект «РИО.Компас»

Учителям истории Северной Осетии представили онлайн – проект «РИО.Компас»Фото с сайта: https://www.nosu.ru

В конце мая в зале Ученого совета СОГУ состоялась презентация просветительского онлайн – проекта «РИО.Компас».

Цех историков

Бойсман 1-й. Жизнь и смерть командира эскадренного броненосца «Пересвет»

1285649815295981562985129859816252.jpg

В перекрёстный Год России и Японии по инициативе ВГТРК «Россия-Культура» и при поддержке фонда «История Отечества» ведётся работа над документальным фильмом, открывающим некоторые малоизвестные страницы Русско-японской войны 1904–1905 гг.

 

Русский флот у берегов Америки: общая история, интересы и цели

912856389168925619825896128956981258961.jpg

У России и Соединённых Штатов Америки, двух крупнейших держав, были общие интересы и цели – в освоении новых территорий, развитии государственности, проведении гражданских реформ и отстаивании человеческих ценностей. И сегодня мы замечаем много схожего в истории наших стран, народов, правителей, в судьбах отдельных людей…

 

«Раннесредневековый могильник Заостровье-1 в Северной Самбии»

sambia.jpg

Результаты комплексного исследования раннесредневекового некрополя Заостровье-1 опубликованы в монографии М.М.Казанского, Э.Б.Зальцмана, К.Н.Скворцова «Раннесредневековый могильник Заостровье-1 в Северной Самбии».

Трибуна

Мировая война, европейская культура, русский бунт: к переосмыслению событий 1917 года

Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.

 

Драматическое пространство революционной реальности – сферы культурной и духовной жизни

Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.

 

Речь Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

Текст выступления президента Российского государственного гуманитарного университета, члена Совета Российского исторического общества Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

Monographic

Росархив представил уникальный интернет-проект «Крым в истории России»

Krim-portal1.jpg

Сегодня, 12 марта 2019 года, Федеральное архивное агентство представило интернет-проект «Крым в истории России» ( http://krym.rusarchives.ru/ ).

Проект предоставляет всем желающим возможность работать с архивными документами за период начиная от крещения князя Владимира до вхождения Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации в марте 2014 года.

 

Contradictio in adjecto: буржуазные ценности советской торговли 1950-1960-х гг.

982365892638956892638956293852.jpg

Становление современного (городского) образа жизни неразрывно было связано с изменением потребительской сферы. В доиндустриальную эпоху население полностью зависело от рынков, с их шумом, грязью, нищими. В эру развития промышленности, массовой коммуникации торговая отрасль становилась, по выражению доктора экономических наук В.В. Радаева, более технологичной.

 

Об отношении коммунистических партий к парламентаризму на II конгрессе коминтерна


Второй конгресс Коминтерна 1920 г.

Второй конгресс Коминтерна, проходивший с 19 июля по 7 августа 1920 г. и утвердивший организационные принципы мирового коммунистического движения, необходимым пунктом включил в повестку вопрос об отношении к парламентаризму.

Прокрутить наверх