Интервью генерального директора Государственного центрального музея современной истории России, члена Совета Российского исторического общества Ирины Великановой «Комсомольской правде».
Почему фильм митрополита Тихона вызвал бурю эмоций и обсуждений в обществе?
На телеканале Россия-24 вышел многосерийный фильм Тихона Шевкунова «Гибель Империи». В этой работе подробно разбираются обстоятельства того, почему в России в 1917-м году оказались возможными сначала свержение многовековой монархии, а потом и установление диктатуры агрессивного меньшинства.
Фото с сайта: https://www.kp.ru
«КП» обратилась за комментарием к Председателю Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия, гендиректору Государственного центрального музея современной истории России Ирине Великановой.
- Вышел дискуссионный фильм Тихона Шевкунова «Гибель империи» - вы согласны с выводами его автора?
В первую очередь, хочу сказать, что дискуссия, развернувшаяся вокруг документального сериала митрополита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Российский урок», посвященного истории Великой российской революции 1917 года, еще раз подчеркивает актуальность, я бы даже сказала, злободневность выбранной тематики.
Как директор Музея современной истории России я особенно хорошо понимаю положение, в котором оказался владыка Тихон: в 2017 году наш музей подготовил крупный выставочный проект «1917. Код революции», в котором мы попытались музейными средствами показать ключевые события и явления революции 1917 года, проанализировать причины, приведшие к драматическим и радикальнейшим переменам в жизни страны, оказавшим сильнейшее влияние на историю всего человечества в XX веке.
Несмотря на то, что мы пытались быть максимально объективными, избегать категоричных оценок и суждений, основываться строго на подлинных архивных документах и музейных артефактах, наша выставка, вызвавшая кстати невероятный интерес со стороны СМИ и общественности, не избежала обвинений в политической ангажированности, при чем как со стороны условных «красных», так и «белых», а на страницах книги отзывов развернулись настоящие политические дискуссии.
- Дискуссии вызывают и роли элит в потрясениях страны, которая оказалась на перепутье?
Мы с вами знаем прекрасно, что события 100-летней давности все еще волнуют наше общество. Дискуссия, которая развернулась вокруг документального сериала митрополита Тихона, посвященная великим потрясениям 1917 года - она еще раз подчеркивает злободневность тематики, которую он выбрал.
Стоит отметить личное мужество владыки, не побоявшемся обратиться к столь болезненной для нашего общества проблеме, сняв данный сериал.
- Мужество? В чем?
Учитывая, что в российском обществе до сих пор нет консенсуса по поводу этого ключевого в нашей истории события, автору было понятно, что сериал вызовет шквал критики в определенных слоях общества. И он этого не испугался.
Мы понимаем, что у любой революции всегда есть фундаментальные предпосылки в первую очередь социально-экономического характера.
Владыка Тихон не раз поднимает проблему предательства национальных элит, в критический момент выступившей против монарха и фактически совершивших переворот в воюющей стране.
- У них оказались рычаги - а у императора не оставалось ничего, кроме его имени и титула?
Как раз на этом митрополит Тихон акцентирует свое внимание: на разобщенности и деградации элит, в чьих руках были сосредоточены рычаги финансово-экономического и политического влияния. Фактически, император Николай II в критический момент оказался в полной изоляции, от него отвернулись не только высшие сановники, представители финансово-экономических кругов, генералитета, но и, чего скрывать, даже члены правящей династии, разгуливавшие с красными бантами.
- Николай Второй оказался не способен предчувствовать развитие ситуации именно в таком ключе?
На мой взгляд, существенная проблема Николая II и царского правительства заключалась в непонимании общественных настроений, практически полном пренебрежение работой с общественным мнением, тем, что сегодня мы называем PR.
Это заставляет задуматься еще об одном важнейшем и актуальном по сей день вопросе – о способности власти преодолевать существующие и возникающие в кризисных условиях проблемы, о компетенциях управленцев, в руках которых оказывается руководство страной в критические моменты ее истории.
- Эта тема вновь становится актуальной сегодня?
Конечно. Россия сегодня, как и не раз в прежние эпохи, находится в условиях противостояния с Западом. И в условиях санкций. И мы должны задумываться об уроках, которые уже случались в нашей истории.
- В чем актуальность тех уроков?
На мой взгляд, просмотр сериала наводит на следующие выводы, актуальные и для сегодняшнего дня:
- Разобщенность элиты и ее критический отрыв от народных масс, неумение государства выстроить эффективный диалог с обществом приводят к самым катастрофическим последствиям для страны в целом.
- Задача политически активной, образованной части общества – вместе с государственным аппаратом искать пути решения наиболее насущных проблем, избегая радикализма, понимая, что последствия крушения государственных институтов, настигнут всех без исключения. Всегда стоит помнить о том, что «революция пожирает собственных детей».
Ну а владыку Тихона можно только поблагодарить за то, что он своим сериалом еще раз привлек общественное внимание к актуальным вопросам отечественной истории, заставил задуматься о нашем прошлом и ответственности за будущее. Автор сериала еще раз предложил нам по сути выучить уроки, за незнание которых история жестоко наказывает. Нам нельзя допустить формирования экстремистского сообщества, пользующегося общественными симпатиями. Речь о культуре тотального отрицания всех общественных и государственных институтов, которую нам сегодня пытаются навязать.
Игорь Якунин
Источник: https://www.kp.ru/daily/27266.5/4399608
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
15 марта 2024 года в музее-панораме «Сталинградская битва» состоялось торжественное открытие выставки «Мгновения мира и войны Юрия Бондарева: к 100-летию со дня рождения» — совместного проекта Музея-заповедника «Сталинградская битва», Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля и Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации, подготовленного при поддержке Российского исторического общества и фонда «История Отечества».
«Нам трудно представить в сегодняшней прагматичной, растерявшей многие иллюзии России постреволюционный созидательный энтузиазм 20-х годов прошлого века. Голод и разруха военного коммунизма, продолжавшаяся на окраинах страны Гражданская война, скудный быт, как это ни покажется сегодня странным, порождали в головах молодых не уныние, а жажду созидания, невиданный творческий и трудовой порыв…
У России и Соединённых Штатов Америки, двух крупнейших держав, были общие интересы и цели – в освоении новых территорий, развитии государственности, проведении гражданских реформ и отстаивании человеческих ценностей. И сегодня мы замечаем много схожего в истории наших стран, народов, правителей, в судьбах отдельных людей…
Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.
Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».
Крупномасштабные военные операции между французскими и немецкими войсками начались в мае 1940г., когда 10 мая германские соединения перешли границы Бельгии и Голландии. Уже через 4 дня около 30 английских и французских дивизий были окружены немцами под Седаном.
Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].
Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».