Новгородский музей-заповедник и Новгородская группа Санкт-Петербургского Института истории РАН в рамках деятельности отделения Российского исторического общества провели круглый стол «Разорванный войнами. Новгородский музей в первой половине XX века».
В преддверии Года памяти и славы, объявленного Президентом РФ, специалисты обсудили трагические страницы истории и успехи музейного дела, рассказывающего о важнейшей для нашей страны эпохе.
Модератором встречи выступил доктор исторический наук Борис Ковалев. «Трагическая история Новгородского музея начинается не в 1941 году, - начал разговор ученый. – Музей находился постоянно на сломе, между войнами. И даже в начале 1930-х годов его сотрудников не миновала машина репрессий».
Эволюцию взаимоотношений власти и музеев проследил кандидат исторических и экономических наук Ярослав Васильев. В своем докладе он отметил полное непонимание музейного дела представителями власти до революций 1917 года. Слишком поздно стали разрабатываться научные основы изучения и хранения, реставрации памятников материальной культуры, документов. Враждебное отношение чиновников и духовенства, преобладающий дилетантизм наносили непоправимый урон культурному наследию. В Новгороде ситуация была не катастрофической, но далекой от идеала. Повышенный интерес столичных историков, археологов, искусствоведов способствовал сохранению памятников. Но недостаточное финансирование, отсутствие местных квалифицированных кадров не позволяло вести музейную деятельность на должном уровне. И только с установлением советской власти стала формироваться устойчивая система. Тем не менее, узкая идеологическая направленность, игнорирование исторического прошлого Новгорода и жестокие расправы с музейными сотрудниками также приводили к колоссальным потерям.
Жертвам политических репрессий 1930-х годов, участникам так называемого «Дела новгородского музея», посвятил свое исследование Борис Ковалев. Судьбу музейных сотрудников, получивших высшее образование, решали следователи НКВД, окончившие лишь начальные классы школы. Один из героев рассказа историка, Борис Шевяков, не боялся следователей и верил, что с ними можно спорить, отстаивая свое видение развития социализма. За сопротивление Шевяков поплатился жизнью, тем не менее, успев внести свою лепту в историю Новгородского музея.
1940 – начало 1941 года были временем относительного мира и процветания для музейщиков. Опираясь на документы и публикации прессы, генеральный директор Новгородского музея-заповедника, председатель регионального отделения РИО Наталья Григорьева представила основные направления, по которым велась работа в эти годы. Наряду с выставочной активностью, демонстрировавшей достижения народного хозяйства, много внимания уделялось издательской деятельности (регулярно выходили «Новгородский сборник» и новые книги по истории Новгорода), научной археологии и реставрации. Особый акцент Наталья Григорьева сделала на судьбах сотрудников: «Жизнь человеческая гораздо меньше «жизни» предмета, артефакта, вещи, которые хранятся в музее. Но как виртуозно, порой трагически переплетаются эти жизни, дополняя друг друга». Самоотверженность музейных работников проявилась в первые месяцы войны, когда эвакуировались экспонаты. Но значительная часть так и осталась в оккупированном гитлеровцами городе.
О потерях Новгородского музея и возмездии за совершенные преступления в 1947 году рассказал кандидат исторических наук Дмитрий Асташкин. Подлинные события нашли отражение в сценической реконструкции «Да судимы будете» (2017) и одноименной книге (2019). Проект стал примером тесного и резонансного для широкой общественности взаимодействия научного сообщества, музейных сотрудников и творческих сил.
В Великом Новгороде прошел круглый стол об истории Новгородского музея
В Великом Новгороде прошел круглый стол об истории Новгородского музея
DSC_2561.jpg
https://historyrussia.org/images/Region/Velikiy_Novgorod/DSC_2561.jpg
DSC_2572.jpg
https://historyrussia.org/images/Region/Velikiy_Novgorod/DSC_2572.jpg
DSC_2599.jpg
https://historyrussia.org/images/Region/Velikiy_Novgorod/DSC_2599.jpg
DSC_2564.jpg
https://historyrussia.org/images/Region/Velikiy_Novgorod/DSC_2564.jpg
К обсуждению темы круглого стола присоединился доктор исторических наук Петр Гайдуков. Историк рассказал, что одним из приоритетных направлений следует считать изучение и публикацию архива Василия Пономарева. Архив хранится в Марбурге (Германия) и дает возможность узнать, что творилось с Новгородским музеем и его коллекциями во время оккупации в 1941 году. Лакуны в истории Новгородского музея первой половины XX века постепенно восстанавливаются. На некоторые вопросы историкам никогда не ответить. Но уже известные трагические страницы раскрывают, сколь значительна была роль сотрудников, не всегда безоговорочно положительная, в событиях и процессах, повлиявших на современную музейную деятельность.
Фото: Татьяна Алексеева
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School