Его называют «судом истории», «судом народов». 1 октября 1946 года, после десяти месяцев работы, Международный военный трибунал в Нюрнберге осудил главных военных преступников поверженного «Третьего рейха». Один из самых крупных судебных процессов в истории человечества, он ознаменовал собой важный этап в развитии международного права, юридически закрепив окончательный разгром фашизма.
В конце Второй мировой войны страны-победительницы – СССР, США, Великобритания и Франция – в ходе Лондонской конференции (26 июня – 8 августа 1945 года) подписали Соглашение о судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских «стран оси». Был учреждён Международный военный трибунал, облечённый властью судить и наказывать лиц, совершивших или подготовивших преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности. Принципы, закреплённые в Уставе трибунала, Генеральная Ассамблея ООН вскоре подтвердила своими решениями как общепризнанные принципы международного права. Вынеся обвинительный приговор главным нацистским преступникам, Международный военный трибунал в Нюрнберге признал агрессию тягчайшим преступлением международного характера.
![]() Советский караул заступает на смену у здания суда. Фото Виктора Тёмина. ГА РФ |
Главным судьёй Международного военного трибунала, сформированного на паритетных началах из представителей четырех странпобедительниц, был назначен представитель Великобритании, судья Апелляционного суда Англии и Уэльса лорд Дж. Лоренс. Членом трибунала от СССР был утверждён заместитель председателя Верховного Суда Советского Союза генерал-майор юстиции И. Т. Никитченко; от США – бывший генеральный прокурор страны Ф. Биддл; от Франции – профессор уголовного права А. Доннедье де Вабр.
![]() На фото – И.Т. Никитченко; на рисунке – адвокат Г. Краус (Герберт Краус (1884-1965), основатель и первый директор Института международного права при Геттингенском университете (1930-1937). Из-за своей критики нацизма был вынужден уйти в отставку. На Нюрнбергском процессе был адвокатом Я. Шахта.) Рисунок И.Т. Никитченко. Из серии зарисовок, сделанных на Нюрнбергском процессе, 1946 год. ГЦМСИР |
В качестве главных обвинителей на процесс были направлены: от СССР – Генеральный прокурор УССР Р. А. Руденко; от США – судья Федерального Верховного суда Р. Джексон; от Великобритании – Хартли Шоукросс; от Франции – Франсуа де Ментон (в первые дни процесса отсутствовал, его заменял Шарль Дюбост, затем вместо де Ментона был назначен Шампентье де Риб).
![]() Главный обвинитель от СССР генерал-лейтенант юстиции Роман Руденко (слева) во время работы на Нюрнбергском процессе. Фото Виктора Тёмина. ГА РФ |
Преступления, подпадающие под юрисдикцию Международного трибунала:
«…Убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет».
Устав Международного военного трибунала. Статья 6
![]() Р. Гесс на скамье подсудимых симулировал потерю памяти. 1 октября 1946 года. РГАСПИ |
«Согласно Обвинительному заключению, подсудимым вменяется в вину совершение преступлений против мира путем планирования, подготовки, развязывания и ведения агрессивных войн, которые являются также войнами в нарушение международных договоров, соглашений и гарантий; военные преступления и преступления против человечности. Кроме того, подсудимым вменяется в вину участие в создании и осуществлении общего плана или заговора для совершения всех этих преступлений».
Из текста Приговора Международного военного трибунала
![]() Фельдмаршал В. Кейтель дает присягу. Фото Виктора Тёмина. ГА РФ |
Правовое обоснование, применимое в отношении общего плана или заговора:
«По мнению Трибунала, агрессивная война является преступлением с точки зрения международного права. (…) Один Гитлер не мог вести агрессивной войны. Он нуждался в сотрудничестве со стороны государственных деятелей, военных лидеров, дипломатов и дельцов. И когда они, зная о его целях, начали сотрудничать с ним, они сделали себя участниками того плана, который он создал. Их нельзя считать невиновными лишь потому, что Гитлер использовал их, если они знали, что делали».
Из текста Приговора Международного военного трибунала
![]() Г. Геринг в начале процесса. Фото Виктора Тёмина. ГА РФ |
Военные преступления и преступления против человечности:
«Остается истиной, что военные преступления совершались в таком широком масштабе, которого не знала история войн. Они совершались во всех странах, оккупированных Германией, и в открытых морях и сопровождались жестокостью и террором в масштабах, которые трудно себе представить. (…) Военные преступления совершались тогда, когда и где это считали нужным фюрер и его ближайшие помощники для достижения своих планов. В большинстве случаев они являлись результатом холодного и преступного расчета».
Из текста Приговора Международного военного трибунала
![]() После освобождения Освенцима. Советский врач осматривает бывшего заключенного лагеря – инженера из Вены Р. Шерма. Эта и другие фотографии стали документальными свидетельствами на процессе. 1945 год. РГАСПИ |
«Большая часть доказательств, представленных Трибуналу Обвинением, являлась документальными доказательствами, захваченными союзными армиями в германских армейских штабах, в правительственных зданиях и в других местах. Некоторые из документов были обнаружены в соляных копях зарытыми в землю, спрятанными за ложными стенами и в других местах, которые считались недоступными с точки зрения обнаружения этих документов».
Из текста Приговора Международного военного трибунала
![]() Фельдмаршал Ф. фон Паулюс во время перерыва между заседаниями Международного трибунала. Фото Виктора Тёмина. ГА РФ |
![]() Двенадцатый час фашистских преступников. С Новым (и последним для них) годом! Рисунок Бориса Ефимова, работавшего на заседаниях Нюрнбергского процесса. Из семейного архива Б. Ефимова |
![]() Г. Геринг и Р. Гесс. Момент оглашения раздела приговора о личной виновности каждого из подсудимых. 1 октября 1946 года. РГАСПИ |
![]() Приговор привел в исполнение американский сержант Джон Вудс. 15-16 октября 1946 года. РГАСПИ |
«…Незабываемый урок: Нюрнбергский процесс. Я никогда не забуду один фотодокумент, изображающий еврейскую семью, идущую на смерть: мужчина со своей женой и своими детьми на пути к смерти. Он и сегодня стоит у меня перед глазами. В Нюрнберге меня приговорили к двадцати годам тюрьмы. Приговор военного трибунала, как бы несовершенно ни изображали историю, попытался сформулировать вину. Наказание, всегда мало пригодное для измерения исторической ответственности, положило конец моему гражданскому существованию. А та фотография лишила мою жизнь основы. Она оказалась долговечнее приговора».
Из воспоминаний Альберта Шпеера, личного архитектора Гитлера, рейхсминистра вооружений и военного производства (1942 – 1945). (Приговорён к 20 годам тюремного заключения)
![]() Последнее слово подсудимого произносит Альберт Шпеер. 31 августа 1946 года. РГАСПИ |
![]() В зале суда. 1 октября 1946 года. Фото: РГАСПИ |
![]() Комплекс зданий тюрьмы в Нюрнберге. Сентябрь 1946 года. Городской архив Нюрнберга, Фото: Рэй Д’Аддарио |
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
15 апреля 2021 года в Пензенском государственном университете, состоялась Всероссийская научная конференция с международным участием «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.: в памяти народа, медиапространстве и оценках современных исследователей», посвященная 80-летию начала Великой Отечественной войны.
В 2016–2017 годах учёные Института археологии РАН провели раскопки на территории Московского Кремля, на месте демонтированного 14-го корпуса, где когда-то находились Малый Николаевский дворец, Чудов и Вознесенский монастыри.
За что Евфимию Васильевичу Путятину был пожалован титул графа и почему на его гербе изображён щит, который поддерживает справа русский офицер с флагом чрезвычайного посольства, а слева – японский солдат? Об этом рассказывает ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН кандидат исторических наук Нелли Лещенко.
Накануне Дня Победы вышла из печати пятая часть издания «История, рассказанная народом». Это книга о Великой Отечественной войне, которая выпускается и распространяется Институтом экономических стратегий (ИНЭС) и Центром экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) при поддержке партнёров проекта.
Крупномасштабные военные операции между французскими и немецкими войсками начались в мае 1940г., когда 10 мая германские соединения перешли границы Бельгии и Голландии. Уже через 4 дня около 30 английских и французских дивизий были окружены немцами под Седаном.
Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.
Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.
О том, как в Твери чтут память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, рассказывает Георгий Николаевич Пономарёв, актёр и режиссёр Тверского академического театра драмы, заслуженный артист Российской Федерации, почётный гражданин Твери, создатель моноспектакля «Михаил Тверской», автор многочисленных научных и художественных работ о великом князе, бессменный председатель Общества Михаила Ярославича Тверского.
Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».