«Мы обязаны истреблять население, это входит в нашу миссию охраны германского населения. Нам придется развить технику истребления населения. Если меня спросят, что я подразумеваю под истреблением населения, я отвечу, что я имею в виду уничтожение целых расовых единиц…»
(Из книги Германа Раушнинга «Голос разрушения», 1940 г.)
Когда нацистское руководство поставило цель добиться мирового господства, захватить жизненное пространство и уничтожить целые народы, запущенный маховик репрессий уже не прекращал свою «адскую» работу. Установление режима террора – первое, что свидетельствовало о появлении немецко-фашистских властей на территории стран Восточной Европы и на территории СССР...
Террор осуществлялся в самых жeстоких, унижающих человеческое достоинство формах. Целенаправленными жертвами становились те, кого нацистские преступники считали наиболее опасной частью оккупированного населения. Среди них особое место занимали представители интеллигенции. Только в Львове в первые месяцы оккупации немцы арестовали и убили свыше 70 виднейших научных деятелей. Вот что вспоминал профессор львовского мединститута Ф.В. Гроэр, которому чудом удалось избежать смерти:
«Когда 3 июля 1941 года в 12 часов ночи меня арестовали и посадили в грузовую машину, в ней уже находились профессора Грек, Бой-Желенский и другие… Гестаповцы над нами глумились, подталкивали прикладами винтовок, дергали за волосы, били по голове… Позже я видел, как немцы вывели под конвоем еще пять профессоров, четверо из них несли окровавленный труп убитого немцами при допросе сына известного хирурга Руффа… Вся эта группа профессоров, спустя 15-20 минут, была уничтожена».
Фашисты скрывали факты истребления советских учёных, поэтому трупы расстрелянных сжигали. По свидетельству бывших узников Яновского концентрационного лагеря, организованного нацистами в сентябре 1941 года на окраине Львова, 5 октября 1943 года между улицами Кадетской и Вулецкой из вырытой ямы заключённые извлекли 36 обгорелых трупов, при них были обнаружены документы на имя профессоров Островского, Стожека и Бартеля.
Гестаповцы бесчинствовали. Свои чудовищные зверства в Керчи они начали с отравления 245 детей школьного возраста. Трупы несчастных выбросили в керченский ров. Из воспоминаний местных жителей:
«Согласно приказа немецкого коменданта все школьники были обязаны явиться в свои школы в указанный срок. Явившихся с учебниками 245 детей отправили за город в заводскую школу, якобы на прогулку. Там озябшим и проголодавшимся детям предложили горячий кофе с пирожками, отравленными ядом. Детей, которым кофе не хватило, немецкий фельдшер вызвал в «амбулаторию» и смазал их губы сильнодействующим ядом. Через несколько минут все дети были мертвы. Школьники старших классов были вывезены на грузовиках и расстреляны из пулеметов в 8 километрах от го- рода».
После первого освобождения Керчи, произошедшего в январе 1942 года, при обследовании Багеровского рва было обнаружено, что он на протяжении 1 километра в длину, на 4 метра в ширину и на 2 метра в глубину был заполнен трупами женщин, детей, стариков и подростков. Возле рва тянулись замерзшие лужи крови. Там же валялись детские шапочки, ботиночки, галоши вместе с обрубками рук, ног и других частей тела.
Новый нацистский порядок означал бесконечные зверства и жестокость, ограбление и геноцид «неполноценных» народов. «Высшая раса» заявила о своём праве на расширение жизненного пространства. Несмотря на все усилия преступников, скрыть следы преступлений было невозможно. Первые массовые акции на территории Советского Союза, когда одновременно лишились жизни десятки тысяч мирных ни в чём не повинных людей, произошли в Киеве. По официальным данным, в Киеве было замучено, расстреляно, отравлено в «душегубках» более 195 тысяч советских граждан. Только в Бабьем Яру погибло свыше 100 тысяч женщин, стариков и детей. Из воспоминаний свидетелей, оказавшихся на месте преступления:
«В качестве военнопленных мы находились в Сырецком концлагере на окраине города Киева. 18 августа нас в количестве 100 человек направили в Бабий Яр. Там нас заковали в кандалы и заставили вырывать и сжигать трупы советских граждан, уничтоженных немцами. Немцы привезли сюда с кладбища гранитные памятники и железные ограды. Из памятников мы делали площадки, на некоторые клали рельсы, а на рельсы укладывали железные ограды. На железные ограды накладывали слой дров, а на дрова – слой трупов. На трупы снова укладывали слой дров и поливали нефтью. С такой последовательностью трупы накладывались по несколько рядов и поджигались. В каждой такой печи помещалось до 2500-3000 трупов. Немцы выделили специальные команды людей, которые снимали с трупов серьги, кольца, вытаскивали из челюстей золотые зубы. После того, как все трупы сгорали, закладывались новые…»
На территории Латвийской ССР каратели регулярно проводили расстрелы мирных граждан в Бикерниекском лесу, расположенном на окраине города Риги. Одна их местных жительниц рассказывала, что весной 1942 года перед Пасхой автобусы с людьми круглые сутки курсировали из города в сторону леса. В первый день Пасхи жители обнаружили в лесополосе открытую большую яму, в которой находились обнажённые и полураздетые трупы женщин и детей со следами издевательств и пыток. У многих на лицах были кровяные подтеки, на головах – ссадины, у некоторых отрублены руки, пальцы, выбиты глаза, распороты животы. По данным официальных источников, в Бикерниекском лесу было уничтожено 46,5 тысячи человек.
В Дрейлинском лесу недалеко от Риги немцы расстреляли 13 тысяч человек. Как показал один из очевидцев: «начиная с августа 1944 года немцы организовали раскопки могил и жгли трупы в течение недели… В 20-х числах августа из Риги стали приходить черные закрытые машины с гражданами, среди которых были женщины и дети, так называемые беженцы, их расстреливали, а трупы сразу же сжигали…»
Жертвы Советского Союза были огромными, но и в других оккупированных странах трагический счёт жертв был необычайно велик. Наиболее изощрённо нацисты «надругались» над Польшей. Захватив Польшу раньше других стран, в 1939 году, они старались нанести самые болезненные удары по мирному населению. Так называемое «лишнее население» истреблялось с особой жестокостью, вероломством, цинизмом. Чтобы подорвать самобытность Польского государства, летом 1940 года было уничтожено 3,5 тысячи деятелей науки, культуры, искусства. Польских детей вывозили в Германию для насильственной «германизации». Чудовищный террор нацистов распространился на все оккупированные территории…
Текст: Наталья Подольская
Документы из архива Минобороны об освобождении Европы от нацизма
Архивные документы об освобождении лагеря Освенцим
Лагерь смерти Собибор - документы из Центрального архива Министерства обороны РФ
Материалы ЧГК по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School