Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

Выставка «Мобилизация искусства. Графика Первой Мировой войны 1914-1918 гг.» В ГЦМСИР
Моор Дмитрий Стахиевич (1883-1946). Из жизни животных. 1914-1918 гг.

21 августа 2023 года в Музее современной истории России открылась выставка «Мобилизация искусства. Графика Первой Мировой войны 1914-1918 гг.», приуроченная к 105-летию окончания Первой мировой войны.

В экспозиции представлены графические работы 1914-1918 гг. из собрания Музея современной истории России, в числе которых картины художников, ушедших в действующую армию и работавших в качестве военных корреспондентов. Это серии военных пейзажей, бытовые зарисовки, а также уникальные сатирические работы Дмитрия Моора, Виктора Дени и других мастеров, исполненные в разных техниках.

Патриотический подъём первых месяцев войны захватил все слои населения страны, в том числе художественную интеллигенцию. Выполняя задачу «духовной мобилизации», художники разных направлений и стилей отражали в своем творчестве военные события. Они старались как можно точнее передать подробности военного быта, портретные черты, особенности характеров.

В условиях тотального противостояния враждующие стороны «мобилизовали» искусство сатирической графики. На отечественную сатиру сильно влияла образная система народного лубка – с присущим ему доходчивым юмором, комплексом привычных для широких масс символов и знаков, с традиционными сюжетными и композиционными приемами. Так, работа Петра Алякринского «Кавалерия не унывает», иллюстрирующая сообщения о недостатке лошадей в германской армии, напоминает русский лубок 1812 г. «Французская кавалерия, потерявшая своих лошадей».

Серьезное влияние на сатирическую графику оказывала литературоцентричность русской культуры, обращающая художников к заимствованию сюжетов из отечественного и мирового литературного наследия. Так, за основу работы Дмитрия Моора «Из жизни животных» взят сюжет басни «Лиса и виноград» Лафонтена, а император Франц Иосиф в произведении неизвестного художника выступает в роли Фирса из чеховского «Вишневого сада».

В противовес положительным героям карикатур, олицетворявшим Россию и ее союзников, основной мишенью сатирической пропаганды стали политические и военные деятели стран-противников. Германский кайзер Вильгельм II — наиболее популярный персонаж карикатурных обращений. Обычно он предстает «всемирным сумасшедшим»: именно на него переносятся всевозможные негативные стереотипы. Реже встречаются изображения австрийского императора Франца Иосифа. Широкая палитра выразительных средств — от тонкой иронии до черного юмора — позволяет проследить трансформацию образа врага в военной карикатуре.

Выставка продолжит работу до 27 ноября.

По материалам сайта Государственного центрального музея современной истории России

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №3/2024

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

Подведены итоги летней археологической экспедиции на памятнике «Гащенка, городище-1»

В Амурской области подвели итоги летней археологической экспедиции на памятнике «Гащенка, городище-1»

В июле-августа 2024 года, к 70-летию Дальневосточной археологической экспедиции, Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области провёл археологическую экспедицию на памятнике «Гащенка, городище-1».

 

Личность Александра Васильевича Колчака обсудили на круглом столе в архиве Омской области

Личность Александра Васильевича Колчака обсудили на круглом столе в архиве Омской области

В Центре изучения Гражданской войны Исторического архива Омской области состоялся круглый стол «Верховный правитель России А.В. Колчак: личность и память».

 

К 300-летию поэта и мыслителя Востока Махтумкули Фраги в Астрахани прошёл круглый стол

К 300-летию поэта и мыслителя Востока Махтумкули Фраги в Астрахани прошёл круглый стол

В филиале Астраханского государственного объединённого историко-культурного музея-заповедника состоялся круглый стол, приуроченный к 300-летию Махтумкули Фраги.

Прокрутить наверх