К 100-летию завершения Ледового похода Балтийского флота Российский государственный архив Военно-Морского Флота приурочил масштабную интернет-выставку, посвящённую истории легендарного маневра, благодаря которому было спасено от захвата и перебазировано более двухсот русских кораблей.
Онлайн-экспозиция включает десятки оцифрованных архивных документов – редкие фотографии, постановления, рапорты и приказы, а также дневниковые записи участников Ледового похода. Выставка рассказывает о событиях, произошедших в феврале–мае 1918 года, на исходе Первой мировой войны, когда корабли Балтийского флота оказались под угрозой захвата неприятелем. Чтобы не допустить этого, в крайне сложных для судоходства ледовых условиях была организована эвакуация судов в Кронштадт. Выставка детально рассказывает обо всех этапах этой операции - переходе из Ревеля (ныне – Таллин) и Гельсингфорса (современный Хельсинки). Руководил эвакуацией начальник Морских сил Балтийского моря Алексей Михайлович Щастный, покинувший Гельсингфорс одним из последних на штабном корабле «Кречет», когда на подступах к городу уже шли бои с немецкими войсками. Вскоре после этого город был взят неприятелем. 20 апреля 1918 года третий отряд кораблей под командованием Щастного прибыл в Кронштадт. За время похода не было потеряно ни одного судна, и это, несмотря на резкое ослабление дисциплины, связанное с революционными событиями.
Из воспоминаний инженер-механика подводной лодки «Тур» Г.М.Трусова: «Толстый лёд с трудом поддавался натиску морского гиганта, шедшему под всеми 25 котлами. Время от времени он останавливался, отрабатывал назад, а затем с разгона раскалывал могучими ударами ледяные торосы. Сделав это, броненосец давал протяжный гудок, означавший "Следовать за мной". Так повторялось много раз».
За три ледовых перехода были перебазированы в общей сложности 236 кораблей и судов Балтийского флота, включая 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев и 12 подводных лодок. Несмотря на несомненные заслуги Щастного в успехе этой эвакуации, долгое время его имя пребывало в небытии: в советской военно-исторической литературе о его роли не упоминалось. Дело в том, что практически сразу по окончании ледового перехода Щастный был арестован по личному приказу Троцкого и приговорен к расстрелу. Среди архивных документов, представленных на выставке, записка Алексея Михайловича Щастного жене с просьбой «на память об отце передать сыну моему Льву по достижении им совершеннолетия – мои заметки на суде», датированная 21 июня 1918 года – ровно за день до расстрела.
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School