В Санкт-Петербурге, в музейно-выставочном комплексе РОСФОТО с 13 ноября по 24 января пройдет выставка «Образ русской усадьбы в фотографии».
Основная концепция выставки заключается в формировании представлений об эволюционном изменении усадебной тематики и сюжетов в визуальных фотоматериалах того времени. Как известно, усадьба занимала значительное место в хозяйственной и культурной жизни дворянства, недаром известный филолог Василий Щукин определял многие произведения отечественной литературы как «усадебные повести».
Фотографии расположены по разделам в хронологической последовательности: в первых залах экспонируются ранние усадебные кадры, сделанные профессиональными фотоателье. Их сюжет определялся заказчиком, поэтому в основном на фото отражены пышные фасады и роскошные интерьеры поместий, среди которых такие усадьбы, как Остафьево, Архангельское или Обольяниново.
Далее, во втором разделе, располагаются любительские фотографии, которые сделаны самими хозяевами или их гостями. На этих изображениях можно увидеть известных владельцев усадеб, например семью Льва Толстого в знаменитой Ясной Поляне, а также фотопортреты гостей и прислуги, жанровые сценки.
Кризису поместья посвящена третья часть выставки. В 1903 году Антон Павлович Чехов дописал свою последнюю пьесу «Вишневый сад», где наиболее ярко отразил настроения, царившие в то время. Уничтожение старинных усадеб провоцирует интерес фотографов к сохранению и изучению русского поместья.
С того момента, как усадьба становится местом родовой памяти, появляется стремление запечатлеть все особенности архитектуры и интерьера конкретных поместий. П.П. Павлов, Н.Н. Ушаков, А.А. Иванов-Терентьев – признанные мастера своего времени – запечатляют на пленке старые, зарастающие парки, покинутые дома, опустевшие беседки и флигели. С другой стороны, появляются фотографии, преисполненные поэтикой уходящей усадебной жизни. Ими занимались не менее известные фотографы, такие как А.С. Мазурин и Н.А. Петров. Их произведения, выполненные с помощью эффекта пикториальной фотографии, кажутся немного размытыми, будто покрытыми воспоминаниями о уходящей эпохе усадебной культуры.
Советских фотохудожников, работы которых экспонируются в заключительном разделе выставки, также интересовали дворянские усадьбы, но уже как пережиток прошлого. На протяжении 1920-х годов некоторые мастера, такие как А.Д. Гринберг, еще занимались фотографированием покинутых поместий. Но после выставки «Советская фотография за 10 лет», прошедшей в 1928 году, тема усадьбы в фотоискусстве была изжита.
Артем Михайлов
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School