Sh-1.jpg

В экспозицию вошли знаковые произведения Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других мастеров – всего 450 творений из собрания Сергея Щукина и его братьев: Петра, Дмитрия и Ивана.

Через личность мецената, биографию семьи и культурно-исторический контекст выставка позволяет понять, как формировалась коллекция. Проект нацелен на демонстрацию одного из крупнейших мировых собраний в максимально полном объёме. Напомним, в 1948 году коллекция была разделена между Пушкинским музеем и Государственным Эрмитажем. Последний представил на выставке почти 60 работ, среди которых «Танец» Анри Матисса, ставший одним из самых узнаваемых образов музея на Неве. В Пушкинском он показан отдельно в Белом зале – самом большом пространстве музея – как главный акцент в истории развития коллекции Сергея Щукина.

Церемония открытия выставки в ГМИИ имени А.С.Пушкина состоялась 17 июня. В ней приняли участие Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко, Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский, директор ГМИИ имени А.С. Пушкина Марина Лошак, член Совета фонда «История Отечества», директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и другие.

«Мы открываем выставку важнейшего коллекционера XX века – Сергея Щукина. Практически все стены нашего музея заполнены теми вещами, которые являются гордостью мирового искусства. Коллекции Пушкинского музея и коллекции Эрмитажа соединились во славу Сергея Щукина, – сказала Марина Лошак. – Невозможно было бы сделать выставку такой, какой она получилась, без Эрмитажа. И невозможно было бы сделать выставку Морозовых, которая откроется через несколько дней в Эрмитаже, если бы мы не объединили свои усилия».

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что выставка стала данью памяти «выдающегося соотечественника, замечательного знатока и ценителя искусства, который стоит в одном ряду с такими фамилиями, как братья Третьяковы, Савва Морозов, Савва Мамонтов, – тех, кто внёс огромный вклад в то, чтобы Россия была великой мировой культурной державой». Валентина Матвиенко зачитала указ Президента России о присвоении гражданства Российской Федерации внуку Сергея Щукина Андре-Марку Делок-Фурко и его жене Кристине Панделле и вручила им российские паспорта.

Андре-Марк Делок-Фурко поблагодарил российское правительство за «возвращение древней щукинской семьи в Российскую Федерацию» и передал в дар музею российский паспорт Сергея Щукина, полученный коллекционером в Швейцарии в период вынужденной эмиграции. Документ также войдёт в состав экспозиции.

«Сегодня у нас замечательный тройной праздник, – сказал Михаил Пиотровский. – Во-первых, это праздник сотрудничества: музей имени Пушкина, Эрмитаж, Музей Востока, Исторический музей… Сергей Щукин, Бернар Арно, две коллекции, замечательные учёные и независимые творцы, Андре-Марк Делок-Фурко, внук Щукина, Наталья Семенова, автор десятка книг – это замечательный образец сотрудничества музеев в нашем непростом музейном пространстве. Сегодня праздник Москвы, которая ощущается на этой выставке. Это потрясающий образ Москвы, той самой, в которой делали вот такие ткани и тут же покупали вот такие картины. И это, конечно, праздник науки, потому что без тех исследований, которые шли в течение долгих лет, без всех этих книг, которые изданы, без всех выставок этого бы не было».

Важным событием выставочного сезона 2020 года станет проведение совместной выставки, посвящённой коллекциям Морозовых, в Париже в Фонде Louis Vuitton, где впервые объединятся произведения не только из Эрмитажа и ГМИИ им. А.С. Пушкина, но и из Третьяковской галереи.

Присутствовавший на церемонии открытия глава LVMH Бернар Арно отметил, что выставка «Щукин. Биография коллекции» стала для фонда Louis Vuitton «иллюстрацией нерушимых исторических и культурных связей между Францией и Россией. Большинство художников, выбранных Щукиным, – это французские художники. Кстати, и в коллекции Морозова, которая будет представлена в Эрмитаже, большинство художников – французы, которые не были признаны в то время своими соотечественниками. Я уверен, что коллекция Щукина, выставленная здесь, будет столь же оглушительно успешна, как и та, что была представлена в 2016 году в выставочном центре Louis Vuitton, – её посетили более 1 миллиона 100 тысяч человек. Следует отметить, что лично мне никогда не выпадало шанса видеть столь прекрасную выставку, как та, что мы организовали вместе в Париже, и как та, что мы скоро посетим здесь, в Пушкинском музее».

К выставке изданы альбом-каталог и биография «Сага о Щукиных. Собиратели шедевров» (автор – Наталия Семенова), подготовлены образовательная и инклюзивная программы, разработан маршрут «По Щукинской Москве» для мобильного приложения «Узнай Москву».

Музеи–участники: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственный Исторический музей, Государственный музей Востока, Музеи Московского Кремля, Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», Музей изобразительных искусств (Будапешт).

Сергей Иванович Щукин (1854–1936) происходил из московской купеческой семьи. Собирательством живописи он увлёкся лишь после сорока лет, в то время как его братья были одержимы коллекционированием с молодости. Дмитрий, Пётр и Иван были наделены особым чутьем, и каждый из них, в той или иной степени, повлиял на характер коллекционирования Сергея. Первые залы выставки посвящены братьям Щукиным и образам их коллекций.

Пётр Щукин собирал исторические реликвии, ювелирные украшения, предметы декоративно-прикладного искусства и быта. Его коллекция, ставшая важнейшей частью Государственного Исторического музея, была эклектична и настолько разнопланова, что нередко вызывала скептическое отношение современников. Но вместе с тем, Пётр одновременно с Сергеем открыл для себя новую французскую живопись.

Дмитрий Щукин – вдумчивый, просвещённый коллекционер и тонкий знаток истории искусств – собирал произведения старых мастеров, отдавая особое предпочтение голландским живописцам XVII века. Залы искусства Голландии в ГМИИ им. А.С. Пушкина в значительной степени сформированы из произведений, принадлежавших Дмитрию.

Самый младший из братьев – Иван Щукин – всё еще мало изученная фигура. Он был человеком разносторонних дарований, знатоком Парижа и парижской жизни, его художественно-литературный кружок «Щукинские вторники» посещали яркие представители богемы. Именно младший брат ввёл Сергея в художественную среду и привлёк его внимание к современному французскому искусству. Не справившись с соблазнами французской столицы, Иван покончил жизнь самоубийством. На выставке будет показана лишь небольшая часть произведений, некогда принадлежавших Ивану Щукину – из-за частых финансовых затруднений он был вынужден продавать свои собрания. Парадоксально, но большинство сведений о коллекциях Ивана сохранилось только за счёт их утраты – в каталогах аукционных распродаж.

Вкус Сергея Щукина сформировался не сразу. Многоплановость его пристрастий в первые годы собирательства демонстрирует диапазон интересов, достаточно типичный для московских предпринимателей той поры. Первые произведения импрессионистов, приобретённые в 1898 году, положили начало собранию, с которым Сергей Щукин вошел в историю как коллекционер радикальной живописи, собравший произведения, без которых уже невозможно представить историю искусства ХХ века. Такие качества, как интуиция, способность к риску, готовность приобретать работы художников, не имеющих стабильного признания и ещё не завоевавших мир, позволили Щукину стать заметным на фоне западных собирателей рубежа XIX–ХХ веков. Он самостоятельно принимал решения, воспитывал в себе коллекционера, приобретал не те произведения, которые должны были нравиться, а те, что его будоражили и задевали, осваивал искусство новых художников. Каждое его новое увлечение – довольно резкий манёвр. В коллекционировании Щукин шёл против общепринятых вкусов. Начав с приобретения довольно традиционных пейзажей, менее чем за 20 лет Сергей Щукин сформировал одно из лучших в мире собраний новой французской живописи. Характер этой коллекции определяют революционные произведения, поворотные для русского художественного процесса и для мирового искусства ХХ века в целом.

Центральная часть экспозиции – «реконструкция» коллекции Сергея Щукина, она воссоздаёт путь и логику собирателя, позволяет увидеть, как формировался и менялся его вкус. Каждому большому увлечению коллекционера посвящён отдельный зал.

Выставка «Щукин. Биография коллекции» будет работать до 15 сентября 2019 года.

Поиск по сайту

ПОСЕТИТЬ ДОМ

Желаете посетить действующую выставку и Дом Российского исторического общества?

Запись

Мы в соцсетях

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Цех историков

Лучший памятник Евфимию Васильевичу Путятину

98561162895619825681258612895612852.jpg

За что Евфимию Васильевичу Путятину был пожалован титул графа и почему на его гербе изображён щит, который поддерживает справа русский офицер с флагом чрезвычайного посольства, а слева – японский солдат? Об этом рассказывает ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН кандидат исторических наук Нелли Лещенко.

 

Альбом Русского экспедиционного корпуса "Через моря и океаны во Францию"

23865823686582638568236586231.jpg

По случаю 100-летия Русского экспедиционного корпуса Российское историческое общество представляет вашему вниманию презентацию фотоальбома Русского экспедиционного корпуса "Через моря и океаны во Францию".

 

Коллективный портрет немецких политических эмигрантов

Novosti-img/berlin-1945-2015.jpg

В 1933 году после установления гитлеровской диктатуры приблизительно 500 000 немцев пришлось искать спасения вне пределов Германии 1Tischler C. Flucht in die Verfolgung: Deutsche Emigranten im sowjetischen Exil (1933 bis 1945). Münster, 1995. S. 226. . Советский Союз стал убежищем в основном для левой интеллигенции и коммунистов. Последними было образовано в Москве Заграничное бюро КПГ, которое при помощи Коминтерна и руководства СССР получило возможность продолжать антифашистскую деятельность.

Новости Региональных отделений

В Ставрополе провели международную научную конференцию


Фото с сайта: http://www.ncfu.ru/

11-12 октября 2019 г. Северо-Кавказский федеральный университет, Южный федеральный университет, Институт Европы РАН, Ставропольское отделение Российского исторического общества, Ставропольское отделение Ассоциации европейских исследований при финансовой поддержке фонда «История Отечества» в Ставрополе

 

В Саратове открылась мемориальная доска памяти актёра Анатолия Солоницына

6 ноября 2019 года в Саратове, в рамках VI открытого фестиваля-конкурса детского и юношеского кино «Киновертикаль», установлена мемориальная доска заслуженному артисту РСФСР Анатолию Солоницыну.

 

В Саратове в музее-усадьбе Н.Г Чернышевского прошли научные чтения

В Саратове в музее-усадьбе Н.Г Чернышевского прошли 41-е международные научные чтения «Н.Г. Чернышевский и его эпоха», посвящённые 130-летию памяти писателя, журналиста, философа Н.Г. Чернышевского (1828 – 1889)

Трибуна

«Великая российская революция: проблемы исторической памяти»

Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.

 

«Февральская революция: новая концепция японских историков»

Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.

 

Драматическое пространство революционной реальности – сферы культурной и духовной жизни

Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.

Прокрутить наверх