2387587238578237587238751.jpg

В Государственном историческом музее открылась выставка «Энергия мечты» - один из самых ожидаемых выставочных проектов этого года. Экспозиция рассказывает о зарождении и становлении принципиально нового по своей идеологии государства – Советского Союза.

А также о том, как революция стала катализатором прорыва в самых разных сферах общественной жизни. Переворот 1917 года – лишь отправная точка экспозиции, охватившей всё выставочное пространство музея. В центре внимания – не политические процессы, а жизнь простых людей, оказавшихся на разломе двух эпох. О чём они думали, какие цели ставили перед собой, как их добивались и, наконец, какой видели страну Советов, – обо всём этом повествуют сотни экспонатов, среди которых архивные фотографии и документы, агитплакаты, киноафиши, ордена и медали, картины и многое другое.

«Тогда, сто лет назад, в первый, начальный период Советской власти на территории нашей страны проводился самый грандиозный политико-социальный эксперимент в истории человечества: впервые на государственном уровне в качестве высшей ценности было провозглашено равенство для всех, удовлетворение потребности каждого члена общества… Высвобождалась энергия миллионов людей, до того времени не имевших возможности полностью реализовать себя. Их энтузиазм, их энергия подарили нам и шедевры русского авангарда, и прорывные по тем временам научные открытия, и промышленные технологии, и новые производственные возможности, и всеобщую грамотность»,

- отметил на открытии выставки Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.

По его словам, то же время не стоит забывать, что «любая революционная утопия имеет и оборотную сторону. И свобода первых послереволюционных лет граничила с безответственностью и бесчеловечностью». Начало экспозиции повествует о перевороте 1917 года и о тех процессах, которые происходили в стране впоследствии. Гражданская война, голод, миллионы смертей – это и есть та самая оборотная сторона медали, которую кураторы показали с беспощадной документальной точностью: фотографии повешенного белогвардейцами, жертв Колчака в Омске, черно-белые снимки умерших от голода детей – моментально отрезвляют и заставляют задуматься о цене революционных потрясений. О методах и принципах, которых придерживались по обе стороны баррикад, красноречиво свидетельствует листовка Троцкого «Бой за социализм» - совсем небольшой текст, в котором призыв «Винтовку в руку, рабочий и бедняк!» повторяется целых пять раз.

«Почему в этой стране произошел такой взрыв? Это невозможно сделать усилиями небольшой политической группы, невозможно сделать никакими деньгами. Это может сделать только энергия – энергия огромного количества людей»,

- отметил директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.

30 декабря 1922 года на карте мира появилось государство, ставшее символом невиданного проекта – строительства социалистического общества. Советская власть, национализировавшая землю и промышленность, победившая в Гражданской войне, встала перед необходимостью решения острейших экономических вопросов.

 

Ценой огромных потерь, создавая новую страну на руинах старой, движимые той самой «энергией мечты», люди без остатка отдавали себя делу: полным ходом шли электрификация, индустриализация, развитие тяжёлой промышленности. В 1931 году Сталин сформулировал идею и цель начавшейся в стране ускоренной модернизации: «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Советский Союз превратился в одну большую строительную площадку: реконструировались старые предприятия, строились новые. В одном только 1931 году было введено в строй 518 заводов. Символами индустриализации стали Магнитка, Турксиб, московское метро. Среди экспонатов представлен один из первых билетов для проезда в «подземке» с надписью, которая точно удивит любого современного москвича: «Действителен только 11 мая с 17 ч. до 17 ч. 45 м. Предъявляется в кассу Метро для наложения штампа». И конечно, в одной из витрин посетители выставки обнаружат самые настоящие серп и молот, на долгие годы ставшие главным символом Советского Союза.

«На нашей выставке мало политики, мы посвящаем нашу выставку людям, которые жили в это время. Если хотите, это памятник людям, в том числе и нашим родителям, которые жили в эпоху, которую один умный человек назвал «эпохой исторического оптимизма со слезами»»,

- сказала куратор выставки Татьяна Колоскова.

В экспозиции немало предметов, рассказывающих о другой, неприглядной стороне «ударной стройки», охватившей СССР в 30-х годах прошлого века. Модернизация шла немыслимыми темпами, справиться с таким объёмом работ с помощью наёмных рабочих было невозможно, поэтому многие объекты возводили заключенные так называемых «трудовых лагерей». В числе экспонатов, например, личные вещи советского культуролога, историка и краеведа Николая Анциферова, который прошел через ГУЛАГ дважды – с 1931 по 1933 год и с 1937-го по 1939-й.

«Можно и нужно много спорить о разных последствиях Октября, позитивных и негативных, но, вне всякого сомнения, новая страница в развитии мировой культуры – это позитивная часть итогов Октябрьской революции»,

- заметил Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский.

Действительно, революция дала мощный импульс к рождению целых направлений в искусстве, таких, например, как авангард и конструктивизм, а также новых течений в литературе. Портрет одного из главных поэтов русской революции Владимира Маяковского представлен на выставке наряду с целой коллекцией ранних изданий его стихов, а также сборников Александра Блока, Сергея Есенина, Николая Гумилёва, Зинаиды Гиппиус, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой.

Кстати, уравнение в правах мужчин и женщин – это тоже плод революции. Об этом красноречиво свидетельствуют плакаты «Долой кухонное рабство» и «Женщина, учись грамоте!». Однако, пожалуй, лучше всего суть этих перемен отражает картина Бориса Иогансона «Советский суд» из собрания Третьяковской галереи. Она повествует об истории одного бракоразводного процесса – в 1920-х это было неслыханное новшество. На картине Иогансона истицей выступает женщина, и симпатия судебной коллегии явно на её стороне. Женщина пришла в суд для установления отцовства и присуждения ей алиментов на ребёнка. Бывший муж, здоровый, крепкий мужик, привыкший считать себя хозяином положения, явно растерян. В мрачном расположении пребывает и его «группа поддержки» на заднем плане. Стоит отметить, что в те годы установление отцовства обосновывалось исключительно показаниями женщины и случаи отказа в удовлетворении таких исков были крайне редки.

В создании экспозиции приняли участие представители целого ряда архивов и музеев, среди которых: Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный архив социально-политической истории, архив Федеральной службы безопасности, Третьяковская галерея, Музей архитектуры имени А.В.Щусева.

Выставка «Энергия мечты» будет работать до 28 февраля 2018 года.

Текст: Анна Хрусталева

Фото: Александр Шалгин

Поиск по сайту

ПОСЕТИТЬ ДОМ

Желаете посетить действующую выставку и Дом Российского исторического общества?

Запись

Мы в соцсетях

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Цех историков

Смотреть документальный фильмы "Заключенный камеры №207"

maxres18275416298461802461420.jpg

Фильм о великом князе Николае Михайловиче Романове. Он - внук императора Николая I, двоюродный брат императора Александра III и дядя императора Николая II. Речь пойдет о семи месяцах заключения и о том, что открылось археологам, проводившим раскопки на территории Петропавловской крепости в начале нового тысячелетия.

 

К 700-летию мученической гибели князя Михаила Тверского

S._Michael_of_Tve4212r.jpg
Святой князь Михаил Тверской. Фрагмент иконы XVII века

В историческом образе князя Тверского и великого князя Владимирского Михаила Ярославича сопряжены две составляющие. Во-первых, это борьба Михаила Тверского за великое княжение, за возвышение собственной «отчины» перед иными землями (любимый «вид спорта» тогдашних Рюриковичей!).

 

Комитет членов учредительного собрания и его народная армия в 1918 году

187354612586128561251251.jpg

Формирование антибольшевистского сопротивления в Поволжье, как и в других регионах, происходило на основе активизации подпольных групп. Среди них наибольшей организованностью отличались эсеровские боевые структуры и офицерские организации бывшего Казанского военного округа.

Новости Региональных отделений

По инициативе Хвалынского музея и фонда «Сосновый остров» состоится съезд

657687679.jpg

В августе этого года в Хвалынске (Саратовская область) планируется провести Первый съезд потомков. Ожидается, что его участниками станут потомков тех, кто после Октябрьской революции 1917 года не смог адаптироваться к общегосударственным процессам и был вынужден либо выехать из города, либо эмигрировать из страны.

 

Возрождение духовного центра усадьбы Татьево

2019051.jpg

19 мая 2019 года в старинном селе Татево Оленинского района Тверской области произошло важное для местной общественности событие – на Троицкой церкви был установлен купол и воздвигнут крест.

 

В Пензенской области установлены мемориальные доски Георгиевским кавалерам

eZ77cFTr894-1.jpg

20 мая 2019 года в с. Балкашино Белинского района Пензенской области состоялось торжественное открытие мемориальных досок, посвященных местным уроженцам, Полным Георгиевским кавалерам Егору Ивановичу Ионкину и Филиппу Тихоновичу Мартышину.

Трибуна

Мировая война, европейская культура, русский бунт: к переосмыслению событий 1917 года

Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.

 

«Февральская революция: новая концепция японских историков»

Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.

 

«Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России»

Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.

Прокрутить наверх