Музей Москвы представил виртуальный проект «Драгоценные знаки отличия Императорской России конца XIX — начала XX века».
Помимо монет, жетонов, орденов и медалей, нумизматическая коллекция в фондах Музея Москвы содержит драгоценные знаки отличия царской России конца XIX — начала XX века, свидетельствующие о богатой и разнообразной общественной жизни в стране накануне революции 1917 года.
Здесь представлены знаки выпускников военных училищ и Императорских университетов, общественных объединений. Так, в Музее хранится несколько знаков «Российского общества Красного Креста», у истоков создания которого стояла Великая княгиня Елена Павловна и знаменитый русский хирург Н.И. Пирогов. Почётными членами общества были Император, Великие князья и княгини, высокопоставленные светские лица и представители высшего духовенства. Знаки выдавались за заслуги в делах Общества во время военных действий и общественных бедствий или продолжительную полезную деятельность в мирное время, а также за единовременное пожертвование не менее 5000 рублей.
Также в коллекции музея представлены различные юбилейные знаки: в честь 50-летия судебной реформы в России, в честь 100-летия основания Императорского Константиновского Артиллерийского училища, 100-летия основания «Императорского человеколюбивого общества». Последнее ведет свою историю с 1802 года, когда император Александр I повелел учредить «Благодетельное общество» для оказания представителям беднейших слоёв «вспоможения всякого рода». В августе 1814 года общество было преобразовано в «Императорское Человеколюбивое общество». В 1897 году для чиновников и жертвователей был учреждён особый нагрудный серебряный знак, состоящий из аббревиатуры общества, помещённой под императорской короной в овале из дубовых и лавровых листьев, перевитых лентой, с девизом общества, исполненной синей эмалью: «Возлюби ближнего, как самого себя». В начале ХХ века в деятельности общества принимало участие личным трудом или пожертвованиями свыше 4500 человек.
Одни знаки были выполнены простой штамповкой из недрагоценных металлов, другие — в трудоёмкой, действительно ювелирной технике просечного литья, литья по восковой модели, с эмалями, положенными по гильошированному фону, по рельефным поверхностям из золота и серебра.
Исполнением знаков занимались как мелкие мастерские и частные ювелиры, так и крупные мастерские, специализировавшиеся исключительно на изготовлении всевозможных знаков и жетонов, например санкт-петербургская фирма «Эдуардъ» или московская штамповальная мастерская серебряных, металлических и эмалевых изделий Рахманова Василия Петровича, продолжившая работу и в советской России вплоть до середины 1920-х годов.
Особое внимание в коллекции привлекает миниатюрный золотой знак-подвеска, увенчанный императорской короной — знак победителя «Московского речного яхт-клуба». На его лицевой стороне на фоне алой императорской мантии, подбитой горностаем, укреплён выполненный в технике ажурного литья золотой вензель из сплетающихся монограмм «А и М» с тремя мелкими колечками на прогнутой вниз дугой поперечной перекладине литеры «А» — вензель императора Александра III и его супруги императрицы Марии Фёдоровны. Внизу на фоне мантии эмалью выполнена надпись «15 май», ниже на килевидном окончании выгравировано «1883» — дата коронации упомянутых монарших особ. На оборотной стороне на французском геральдическом щите размещены два накладных скрещённых якоря с накладным эмалевым изображением герба Москвы. Миниатюра выполнена очень тонко и тщательно: на алом фоне изображён святой Георгий Победоносец в золотых доспехах на белом коне. Ниже на щите выгравирована аббревиатура «Московского речного яхт-клуба» с датой: «М.Р.Я.К. 29 августа 1895».
Этот знак является жетоном победителя в состязании на переходящий Коронационный приз, учреждённый Московским речным яхт-клубом в память «Священного коронования Их Императорских Величеств», произошедшей по традиции в Москве, в Успенском соборе. В царствование императора Александра III эти гонки устраивались ежегодно и проходили 29 августа. Памятный знак, представленный в коллекции Музея Москвы, получил победитель в последних гонках на переходящий Коронационный приз, московский гребец Шустов Сергей Николаевич, один из братьев — наследников прославленной российской алкогольной фирмы, удостоенной на Парижской выставке 1900 года золотой медали за качество продукции и получившей право именовать «Финьшампань» коньяком, «COGNAC».
Накануне революции 1917 года в российском обществе было в ходу множество разнообразных знаков и жетонов, обладание которыми было почётной привилегией, а также доставляло эстетическое удовольствие. Эти драгоценные пластичные сгустки металла, мерцая яркими эмалями, блистая золотыми элементами, отчётливо выделялись на ткани строгой мужской форменной, военной или гражданской одежды. В культуре общества они являлись зримыми свидетельствами определённого статуса — образованности, военного чина, либо вклада, который каждый обладатель внёс в развитие того или иного дела, а в конечном итоге — в развитие России.
Текст: Карсакова Татьяна Николаевна
Начальник научно-хранительского отдела «Фонды»
Музея Москвы
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School