12260.jpg

Камерная выставка подготовлена к 250-летию со дня рождения баснописца, поэта, издателя Ивана Андреевича Крылова (1769–1844). Экспозиция, в которую включены картины, скульптуры и книги, сформирована в основном за счёт фондов Третьяковской галереи. Перед посетителями предстаёт в лицах и предметах эпоха первой половины XIX века, показанная сквозь призму взгляда «дедушки Крылова».

На выставке можно увидеть портреты друзей Ивана Андреевича Крылова, адресатов стихотворений, которые одновременно стали прототипами его литературных персонажей. Представленные живописные произведения принадлежат кисти Владимира Боровиковского, Ореста Кипренского, Карла Брюллова, Джорджа Доу, Павла Федотова.

Экспозиция открывается двумя прижизненными портретами Ивана Крылова. На одном из них изображён молодой Крылов, только что поступивший на службу в Императорскую публичную библиотеку в Санкт-Петербурге. Таким его запечатлел в 1812 году Роман Волков. Другой относится к 1839 году – это незаконченный портрет, исполненный Карлом Брюлловым. По легенде картина была написана за один сеанс. Образ, созданный Брюлловым, стал хрестоматийным.

На выставке представлен и групповой портрет Адольфа Ладюрнера, запечатлевшего в 1839 году Торжественное собрание Академии художеств. Иван Крылов являлся почётным членом Академии. На портрете присутствует Алексей Оленин, в то время занимавший пост президента Императорской академии художеств. Его более ранний портрет, созданный в 1820-х годах Джорджем Доу, также находится в экспозиции. Историк, археолог и художник, Оленин был покровителем Крылова, а кроме того стал прообразом героя басен «Плотичка» и «Соловьи». С Олениным Крылова связывали не только деловые, но и личные отношения. Дружил Крылов и с его детьми, один из которых написал портрет писателя.

В экспозицию включены не только изображения литератора, но и художественные воплощения его произведений. Одной из самых известных басен Крылова была «Демьянова уха» – она на выставке представлена в живописном и скульптурном вариантах. Первый – это одноименное авторское повторение полотна Андрея Попова 1857 года из частного собрания, а второй – многофигурная композиция, созданная на Императорском фарфоровом заводе в середине XIX века.

Гостям Третьяковской галереи также будет интересна и жанровая картина Павла Федотова «Разборчивая невеста», написанная по мотивам одноимённой басни Крылова. Художник, который и сам был литератором, таким образом почтил память писателя, скончавшегося за несколько лет до того. Полотно принесло автору заслуженную любовь публики и признание профессионального сообщества – он стал «назначенным» в академики.

Несмотря на то, что литературная деятельность Ивана Крылова была разнообразной, для широкого круга читателей основное наследие автора – это 236 басен, высмеивающих несовершенство человеческой природы. Спустя столетия популярность Крылова не меркнет, его произведения всё так же понятны и злободневны. Характерные и яркие персонажи, созданные баснописцем, были и остаются любимыми не только у читателей, но и у художников и гравёров, которые делали их героями своих картин или иллюстраций.

Басни Крылова ещё при жизни были объединены в 9 сборников и переведены на французский и итальянский языки. В выставочных витринах представлены его прижизненные издания из научной библиотеки Третьяковской галереи, а также медаль «В честь 50-летия литературной деятельности И. А. Крылова», выбитая на Санкт-

Петербургском монетном дворе в 1838 году. А лучшие из басенных иллюстраций, выполненных в разных стилях и направлениях, представлены в мультимедийном проекте, сопровождающем выставку.

Кураторы выставки: Л. А. Маркина, Н. А. Калугина.

Выставка будет работать с 5 апреля по 29 сентября 2019.

Поиск по сайту

ПОСЕТИТЬ ДОМ

Желаете посетить действующую выставку и Дом Российского исторического общества?

Запись

Мы в соцсетях

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Цех историков

Временное правительство можно было считать революционным

28747246824686486238462846.jpg

Созданное еще до отречения Николая II, Временное правительство и по своей программе, и по обстоятельствам «рождения» в полной мере можно было считать революционным.

 

Новый образ старого соседства. Русско-японские отношения

12568912985691825986129856-2.jpg

Какие события и процессы прочнее всего формируют образ соседа и соседства в историческй жизни народов, государств, культур? Можно ли "работать" с этим образом во имя сохранения мира и развития дружественных, партнерских отношений - вопреки их исторической "нагруженности" памятью о конфликтах и войнах?

 

Финансовая удавка. Добровольные займы в СССР

1225481263812581625861285682156816525.jpg

Массовые внутренние займы у населения являлись в Советском Союзе одним из основных источников пополнения государственного бюджета. Уже к концу 1922 г. был разработан проект выигрышного займа на 100 млн руб. золотом сроком на 10 лет.

Новости Региональных отделений

В Калуге проходит выставка «Какой необычный город!»

Выставка «Какой необычный город!» в Музейно-краеведческом центре «Дом Г.С. Батенькова» Калужского объединённого музея-заповедника открыта знакомит с образом Москвы конца XVIII – начала XIX века в гравюрах с оригиналов Жерара Делабарта и воспоминаниях современников.

 

Разнообразные артефакты XII века поставили новые задачи для ученых

На участке XV Троицкого раскопа ведутся работы в слоях XII века под руководством старшего научного сотрудника Новгородского музея-заповедника Андрея Степанова, сообщается на сайте Музея.

 

Выставка «Средь утешительного звона тарелок...»

По таким названием в Государственном Лермонтовском музее-заповеднике «Тарханы» проходит выставка, которая знакомит гостей с коллекцией посуды конца XVIII – начала XIX веков из собрания Музея.

Трибуна

Мировая война, европейская культура, русский бунт: к переосмыслению событий 1917 года

Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.

 

Драматическое пространство революционной реальности – сферы культурной и духовной жизни

Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.

 

«Февральская революция: новая концепция японских историков»

Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.

Прокрутить наверх