В Российском государственном архиве социально-политической истории открылась выставка к 100-летию создания Коминтерна. Экспозиция стала частью программы Международной научной конференции «Левая альтернатива в ХХ веке: драма идей и судьбы людей.

К 100-летию Коминтерна», которая проходит в эти дни при поддержке Российского исторического общества и фонда «История Отечества». На выставке представлены десятки архивных документов и фотографий, а также редкие экспонаты, которые складываются в единый пазл – глобальную картину Коминтерна как воплощения идеи о мировом братстве народов, взятой на вооружение большевиками и в конечном счёте так и оставшейся мечтой.

«Мы считаем необходимым говорить с публикой языком документов, представлять наиболее сложные страницы российской истории именно таким образом – через репрезентацию архивного документа и зафиксированного в нем факта. Таким образом мы надеемся противостоять произвольным интерпретациям исторического процесса – в этом мы видим современную миссию архива»,

– сказал на открытии выставки директор РГАСПИ Андрей Сорокин.

В экспозиции представлены документы, появившиеся в результате многообразной деятельности Коминтерна за четверть века его существования – с 1919 по 1943 годы. Они ярко демонстрируют взаимосвязь организации с историческими событиями, происходившими в Советской России и за рубежом, отражают деятельность её руководящих органов, структурных подразделений и секций, которых по всему миру было более 70. Выставка наглядно показывает политический и социальный ландшафт довоенного периода – от Первого конгресса Коминтерна в разгар Гражданской войны, на который делегаты прибывали почти тайно – с тканевыми мандатами, зашитыми в одежду, до крупнейших провокаций «левых» – таких, как история с поджогом Рейхстага в 1933 году.

«Очень важно, что эти трагические и сложные страницы истории XX века показаны через людские судьбы. Надеюсь, что вы и другие посетители получат от этой выставки интеллектуальное удовольствие»,

– отметил в своём выступлении исполнительный директор фонда «История Отечества» Константин Могилевский.

В экспозиции показано, как на протяжении всей истории Коминтерна его деятельность направлялась и контролировалась большевиками, с самого начала занявшими в организации главенствующую роль и внедрявшими жесткие бескомпромиссные методы, со всеми вытекающими отсюда трагическими последствиями для судеб людей, вращавшихся в коминтерновской орбите.

В числе представленных документов, например, размашистый черновой протокол Первого конгресса Коминтерна – тогда, в 1919-м, делопроизводство ещё не было налажено, мандаты делегатов, среди которых и мандат Сталина, наконец, «Манифест Коммунистического Интернационала к пролетариям всего мира», подписанный Лениным и другими делегатами, а также многочисленные фотографии: Ленин – в президиуме, Троцкий – выступающий на трибуне, его фигура размыта – конечно, технический огрех и стечение обстоятельств, но одновременно и намёк на дальнейшее развитие событий...

Отдельный блок экспозиции посвящён Второму конгрессу Коминтерна, который состоялся год спустя и собрал в Таврическом дворце более двухсот делегатов от более чем 60 партий. Именно этот съезд был увековечен на картине Исаака Бродского «II Конгресс Коминтерна». Художник работал над полотном четыре года, посещал все заседания конгресса, который проходил с 19 июля по 7 августа 1920 года сначала в Петрограде, а затем в Москве. Бродский выполнил сотни портретных зарисовок с ведущих деятелей международного рабочего и коммунистического движения, причём зачастую это приходилось делать инкогнито. Некоторые участники съезда нелегально приехали в Россию из-за границы, и поэтому позировали неохотно. Бродскому приходилось делать наброски на большом расстоянии, чтобы делегаты не заметили, что их рисуют. Многие из этих портретных зарисовок представлены на выставке. Равно как и фотографии самого Исаака Бродского за работой: на черно-белых снимках он делает наброски на картоне, расположившись неподалеку от Ленина. В числе представленных экспонатов также оригинал акварели Бориса Кустодиева, посвящённой Второму конгрессу Коминтерна. Об истории съезда наглядно свидетельствуют и другие документы.

«Главный документ, который был выработан на этом конгрессе, – 21 условие приёма в Коминтерн. Этот документ явился основополагающим для всей последующей деятельности Коминтерна – продолжилась его большевизация, в нём очень строго указывалось на то, что все, кто примыкает к III Интернационалу, должны подчиняться централизации решений»,

– рассказала куратор выставки Светлана Розенталь.

Неожиданно, но художественный талант порой проявлял и сам Сталин. По крайней мере, на нескольких документах – зарисовки, сделанные его рукой. Например, на совместном с Бухариным проекте программы Коминтерна – портрет синим карандашом, отдаленно напоминающий карикатуру всё на того же Троцкого, рядом – разноцветные росчерки и Красное знамя Советов. Или ещё один яркий штрих к делопроизводству того времени: Зиновьев просит собраться по вопросу о численном составе работников Коминтерна, на что Иосиф Сталин отвечает: «Я сегодня не могу, давайте в пятницу». Все это свидетельствует о непосредственном участии высшего партийного руководства в делах Коминтерна.

Отдельные разделы экспозиции посвящены вкладу Коминтерна в антифашистское движение. В день открытия на выставке были представлены оригиналы документов из фондов РГАСПИ, рассказывающие в том числе о поджоге Рейхстага. В числе экспонатов – персональная карта болгарского коммуниста Георгия Димитрова с анкетой и отпечатками пальцев, составленная в гестапо. Уже после войны, в 1949-м, она была подарена ему руководством Социалистической единой партии Германии. Также среди представленных архивных материалов – документы, посвящённые революционерке Ольге Бенарио-Престес: пассажирский билет на пароход из Рио-де-Жанейро в Гамбург, анкеты и фотографии.

«Это материалы, собранные гестапо по отслеживанию коммунистической деятельности во Франции, Австрии, Южной Африке. А это – Ольга Бенарио, участница Бразильского восстания, которая была депортирована в Германию и там погибла в концлагере»,

– отметила Светлана Розенталь.

Всё, что экспонируется на выставке, – лишь небольшая часть архива Коминтерна, который хранится в фондах РГАСПИ и представляет собой уникальный комплекс документов, аналогов которому нет в мире. Теперь у каждого желающего есть возможность открыть для себя эту страницу истории – выставка работает в фойе здания Российского государственного архива социально-политической истории на Большой Дмитровке.

Текст: Анна Хрусталёва

Фото: Александр Шалгин

Мы в соцсетях

Экскурсии в Дом РИО временно приостановлены

Год памяти и славы

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Поиск по сайту

Цех историков

Росархив представил уникальный интернет-проект «Крым в истории России»

Krim-portal1.jpg

Сегодня, 12 марта 2019 года, Федеральное архивное агентство представило интернет-проект «Крым в истории России» ( http://krym.rusarchives.ru/ ).

Проект предоставляет всем желающим возможность работать с архивными документами за период начиная от крещения князя Владимира до вхождения Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации в марте 2014 года.

 

Япония - объект августейшего интереса Императорского дома Романовых

1275419259851256182512851251.jpg

Вопреки своей географической удалённости и непростой истории отношений с «северным соседом» Япония, как ни какая другая страна Востока, оказалась объектом августейшего интереса Романовых.

 

Япония в годы Первой мировой войны. Оборонительный союз с Россией

734182547812575412547512445.jpg

В годы Первой мировой войны Япония избежала участия в продолжительных боевых действиях на суше, но сумела из ведущей дальневосточной державы превратиться в великую мировую.

Новости Региональных отделений

В библиотеке им. М. Горького состоялась методическая экскурсия

В библиотеке им. М. Горького состоялась методическая экскурсия

Выставочный проект «Долг и судьба: военспецы на службе Республики Советов (к 100-летию Гражданской войны в России)» продолжает свою работу в Волгоградской областной универсальной научной библиотеке им. М. Горького.

 

Во Владивостоке открылась экспозиция «УЛица героев»

«УЛица героев» во ВладивостокеАвтор фото – Илья Аверьянов

31 июля 2020 года, при поддержке Дальневосточного отделения Российского исторического общества во Владивостоке, была организована экспозиция «УЛица героев».

 

В Севастополе освятили закладочный камень храма в честь иконы Богородицы

В Севастополе освятили закладочный камень храма в честь иконы Богородицы

Церемония освящения закладочного камня храма в честь иконы Богородицы «Умягчение злых сердец» состоялась 27 июля 2020 года. Храм будет построен в районе Максимовой дачи. В гражданскую войну здесь происходили массовые расстрелы.

Трибуна

Выступление Натальи Татарчук на круглом столе "Нормандия-Неман - 75 лет"

Крупномасштабные военные операции между французскими и немецкими войсками начались в мае 1940г., когда 10 мая германские соединения перешли границы Бельгии и Голландии. Уже через 4 дня около 30 английских и французских дивизий были окружены немцами под Седаном.

 

«Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России»

Давид СХИММЕЛЬПЭННИНК ван дер ОЙЕ, профессор Университета Брока (Канада) представил сообщение «Новый взгляд на 1917 год. Международный проект «Великая война и революция России». Его рассказ о масштабной научно-издательской программе свидетельствует о непреходящем интересе в международном историческом сообществе к революционной эпохе в России.

 

Егор Щекотихин - «В небе над Орлом развернулась воздушная война, равной которой до сих пор еще не было...»

Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».

Monographic

Небесный заступник Твери - cвятой благоверный князь Михаил Тверской

817563162659182598619256891625125.jpg

О том, как в Твери чтут память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, рассказывает Георгий Николаевич Пономарёв, актёр и режиссёр Тверского академического театра драмы, заслуженный артист Российской Федерации, почётный гражданин Твери, создатель моноспектакля «Михаил Тверской», автор многочисленных научных и художественных работ о великом князе, бессменный председатель Общества Михаила Ярославича Тверского.

 

Россия в ХХ веке: как экономика определяла историю, а история – экономику

В 2019 году при поддержке фонда «История Отечества» вышел документальный фильм «Экономическое чудо».

В 2019 году при поддержке фонда «История Отечества» вышел документальный фильм «Экономическое чудо».

 

Росархив представил уникальный интернет-проект «Крым в истории России»

Krim-portal1.jpg

Сегодня, 12 марта 2019 года, Федеральное архивное агентство представило интернет-проект «Крым в истории России» ( http://krym.rusarchives.ru/ ).

Проект предоставляет всем желающим возможность работать с архивными документами за период начиная от крещения князя Владимира до вхождения Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации в марте 2014 года.

Прокрутить наверх