Выставка подготовлена Музеем-заповедником «Сталинградская битва» и Российским государственным гуманитарным университетом при поддержке Российского исторического общества и фонда «История Отечества». В неё вошли десятки архивных фотографий, которые свидетельствуют о том, как шла работа над монументами, – здесь и скульптура «Родина-мать» в строительных лесах, и сам Вучетич в своей мастерской, и модели его работ.
«Мы хотели сделать проект, посвящённый именно творчеству нашего известного скульптора. Потому что всемирно известен мемориал, но мы столкнулись с тем, что люди достаточно немного знают о самом скульпторе. И ещё меньше они знают, что работа в Трептов-парке, его первая фундаментальная работа, посвящённая Великой Отечественной, также его авторства», – сказал на открытии экспозиции директор Музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексей Дементьев.
Выставка подробно рассказывает об истории создания знаменитого памятника «Воин-освободитель» в Берлине. У монумента был реальный прототип – старший сержант Николай Масалов. 30 апреля 1945 года под обстрелом ему удалось вынести из района боевых действий трёхлетнюю немецкую девочку, мать которой была застрелена отступавшими частями СС. Совершённый им подвиг лёг в основу сюжета.
«Вскоре после окончательной победы над нацизмом и изгнания нацистов из Берлина были развёрнуты работы по созданию в Трептов-парке в Берлине большого мемориала. Образы этого мемориала всем известны, они до сих пор, слава богу, сохраняются», – отметил, в свою очередь, член Президиума РИО, исполнительный директор фонда «История Отечества» Константин Могилевский.
Если военный мемориал в Трептов-парке был началом творческого пути Евгения Вучетича как монументалиста, то комплекс памятников на Мамаевом кургане стал его профессиональным триумфом. Главная доминанта мемориала – скульптура «Родина-мать» – сооружалась в течение трёх лет. Авторы сочли наиболее удачным материалом бетон – пластичный и одновременно передающий суровую атмосферу военных лет. Работы велись только в тёплое время года, сначала был построен фундамент глубиной 16 метров, затем на площадках лесов послойно собирали форму, внутри которой располагалась арматура.
«Несмотря на то, что это очень высокая скульптура – почти 91 метр, она представляет из себя художественный объект. Видно, что это делал серьёзный, большой скульптор. Это очень важно: суметь объединить огромные размеры и некую запоминающуюся художественную форму. Если смотреть издалека – на фоне неба скульптура как будто летит. Он придал ей парусность, движение, вот этот шарф развевающийся – как птица двигается, а ведь это же фигура исполинская», – рассказал в ходе осмотра экспозиции внук скульптора, Евгений Вучетич.
Экспозиции, посвящённые Евгению Викторовичу Вучетичу и его творчеству, одновременно открылись в эти дни и в Германо-российском музее «Берлин-Карлсхорст», и у подножья Мамаева кургана в Волгограде. Выставка на Никольской улице в Москве будет работать до 15 июня.
31 мая 2019 года открылась выставка «Советские мемориалы и их создатель Евгений Вучетич»
31 мая 2019 года открылась выставка «Советские мемориалы и их создатель Евгений Вучетич»
SHAL4791.jpg
SHAL4792.jpg
SHAL4796.jpg
SHAL4800.jpg
SHAL4801.jpg
SHAL4805.jpg
SHAL4809.jpg
SHAL4812.jpg
SHAL4814.jpg
SHAL4816.jpg
SHAL4818.jpg
SHAL4820.jpg
SHAL4827.jpg
SHAL4836.jpg
SHAL4843.jpg
SHAL4846.jpg
SHAL4854.jpg
SHAL4857.jpg
SHAL4859.jpg
SHAL4867.jpg
SHAL4897.jpg
SHAL4897_1.jpg
SHAL4921.jpg
SHAL4937.jpg
SHAL4996.jpg
SHAL5037.jpg
SHAL5075.jpg
SHAL5135.jpg
SHAL5222.jpg
SHAL5257.jpg
SHAL4872.jpg
SHAL5364.jpg
SHAL5418.jpg
SHAL5310.jpg
Текст: Вера Марунова
Фото: Александр Шалгин
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
В начале ноября 2024 года на территории Богоявленского собора состоялось перезахоронение останков жителей и служилых людей Орловского крепости XVI-XVII веков, обнаруженных во время проведения археологических работ в Орле. Местом захоронения выбрана территория храма со стороны Парка «Орловская крепость».