ledovoe-poboishe.jpg

777 лет назад, 5 апреля 1242 года, на Чудском озере произошло Ледовое побоище, результатом которого стала одна из славных побед русского оружия над иностранным захватчиком. С 1240 года немецкие рыцари Ливонского ордена стали активно совершать походы на русские земли, намереваясь захватить северные территории нашей страны. Сначала им сопутствовал успех – рыцарям удалось завладеть Изборском и Псковом. Следующей целью был Новгород. Чтобы сохранить свободу, его жители обратились за помощью к Александру Невскому. Прославленный полководец без труда собрал войско, но столкнулся с проблемой его вооружения – достойно снабдить армию, чтобы она была способна противостоять закованному в латы противнику, было затруднительно. Причина заключалась в том, что ресурсы для производства оружия в северных русских княжествах добывать было сложно, из-за чего всё необходимое обычно закупалось за границей. Внезапно торговые отношения с новгородцами на Западе стали считаться практически противозаконными. Но в тот момент наши ремесленники смогли продемонстрировать всё своё искусство. Об этом говорится у С. В. Глязера в книге «Ледовое побоище» (1941), которую можно прочесть на портале Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина: «Папа римский объявил, что он проклянёт того, кто осмелится продать русским оружие. Новгородцы тайно покупали за границей мечи, шлемы и металл, нужный для изготовления оружия. Этого металла не хватало, и новгородцы добывали руду на болотах. Это было очень трудно, из болотной руды нельзя было получить такое хорошее железо, какое нужно было для кованых мечей. Но искусные новгородские ремесленники и из выплавленного из этой руды железа ковали такие мечи, от которых враг бежал в смертном страхе».

Также С. В. Глязер подробно описывает элементы экипировки русских воинов: «Кто был побогаче, тот носил длинную рубаху из толстой материи, на которую нашивались рядами железные кольца. Другие надевали железные кольчуги. Для того чтобы кольчуга не поранила тело, под ней носили толстый стеганый кафтан... Щиты были деревянные, обтянутые кожей, окрашенные ярко-красной краской. На голове воины носили стальные, медные или железные шлемы. Для защиты лица с передней части шлема спускалась металлическая полоска – „нос“... Уши и затылок защищались подвешенными к шлему металлическими пластинками или кольчужными сетками. У бояр и княжеских дружинников были шлемы, покрытые золотом или серебром. К остроконечным верхам шлемов прикреплялись маленькие флажки красного цвета – еловцы. Простые воины вместо кольчуг надевали толстые стеганые кафтаны, подбитые пенькой. В пеньке прокладывались куски железа. Матерчатые стёганые шапки, также набитые пенькой, заменяли собой шлемы».

Именно так выглядело войско, которое под предводительством Александра Ярославича выступило против захватчиков. Русским воинам удалось освободить Псков, взять крепость Копорье. «Но не одумались рыцари и теперь, – они только ещё более распалились воинским духом и в гордости говорили: „Пойдём – погубим князя новгородскаго и возьмём его в плен“. Сведав о замыслах вражеских, Александр опять отправился против рыцарей и встретил их, на рассвете 5 апреля 1242 года, на льду Чудскаго озера, где и произошла „зело злая сеча“, в которой русским пришлось сражаться с противником храбрым и искусным не менее шведов», – пишет С. Кротков в своём историческом очерке «Невская битва и Ледовое побоище»(1900).

Ливонские рыцари были уверены в легкой и быстрой победе. Но Александр Невский сделал ставку на новую тактику, которую не смог предугадать враг: главную роль в нашем войске должны были сыграть не центровые бойцы, а фланги. Таким образом, он как бы пропустил врагов внутрь своей армии, и когда те подумали, что смогли одолеть русичей, Александр Ярославич замкнул кольцо. О первых минутах Ледового побоища читаем в книге историка М. Д. Хмырова «Александр Ярославич Невский, великий князь Владимирский и всей Руси» (1871): «Способ действия свиньёю, выгодный и решительный против войск малодушных и нестойких, в настоящем случае не имел никакого успеха и только усилил жестокость с обеих сторон. Гордые рыцари, закованные в крепкия брони, хотя и прошли сквозь густые полки Александровы, но далеко не все, потому что мечи и топоры русские уложили многих на этом кровавом пути. Остальные же, с ужасом видя перед собою, вместо ожидаемого расстройства, живую стену замкнутых рядов, сверкающих оружием, на котором дымилась ещё немецкая кровь, – упали духом». Автор отмечает: расчёт оказался верным. Рыцари с трудом отбивались от града ударов, которыми их осыпало со всех сторон русское войско. Последнюю надежду переломить ход сражения уничтожила княжеская конная дружина. Под предводительством самого Александра она врезалась во вражеский тыл: «Герой Невский начал своё дело: быстро ринулся он с запасными полками на оторопелых бойцов, смял их, сёк и гнал по льду, который алел кровью: 500 рыцарей пали в бою, 50 взяты в плен... По свидетельству очевидцев, озеро колыхалось под сражающимися и стонало от треска ломающихся копий и звяка секущихся мечей. Уже поздним вечером кончился этот ледовой бой, который, приведя в ужас всю Ливонию, осенил победителя новой славой».

Кровопролитная битва, которая началась с первыми лучами весеннего солнца, завершилась только поздним вечером. Осознав, что дальнейшее сопротивление бесполезно, немецкие латники стали спасаться бегом. И последний удар им нанёс тонкий лед Чудского озера. Под весом тяжёлого вооружения захватчиков он стал проламываться, увлекая их в холодную воду.

Результатом Ледового побоища стал договор между немцами и новгородцами, согласно которому крестоносцы обязались оставить все завоёванные ими ранее русские земли. Об условиях соглашения подробно написано в вышеупомянутой книге С. Кроткова «Невская битва и Ледовое побоище: исторический очерк» (1900): «Испуганные рыцари прислали послов своих с поклоном к новгородцам, которым они сказали: „Что зашли мы мечом: Воть, Лугу, Псков, Летголу, от того от всего отступаемся; сколько взяли людей ваших в плен, теми разменяемся: мы ваших пустим, а вы наших пустите“... Вскоре после этого Александр Невский усмирил и литовцев, и слава о нём распространилась далеко за пределы России, так что начальник ливонских рыцарей (магистр) Вельвен говорил об Александре так: „Я прошёл многия страны, знаю свет, людей и государей, но видел и слушал Александра новгородскаго с изумлением“».

Победителя, героя Невской битвы и боя на Чудском озере Александра Ярославича русские города встретили всеобщим ликованием. В книге «Святый благоверный великий князь Александр Невский» (1898), ознакомиться с которой можно на портале Президентской библиотеки, Н. А. Воскресенский пишет: «Едва ли псковичи помнили в истории своей день счастливее того дня, когда победоносный вождь торжественно возвращался в город. Впереди в светлых одеждах шло духовенство: игумены и священники – с святыми иконами и крестами, – позади шла в праздничных нарядах счастливая и радостная толпа псковичей. Несмолкаемо в честь победителя раздавались в воздухе хвалебныя песни: „Слава Господу и верному рабу Его Александру Ярославичу“. Разделив радость торжества с псковичами, Александр поспешил в Новгород, где тоже, исполненный сердечной благодарности Богу, народ восторженно праздновал славную победу над иноземцами».

Этот подвиг русских воинов стал поистине бессмертным и поучительным для врагов нашей страны. Слова, сказанные Александром Невским во время Ледового побоища, звучат сквозь века: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».

Все, кто желают больше узнать об этой великой битве, могут ознакомиться с копиями раритетных изданий, которые рисуют наиболее полную картину тех событий, – они содержатся в специальной коллекции «Александр Невский (1221–1263)», доступной на портале организации.

Поиск по сайту

ПОСЕТИТЬ ДОМ

Желаете посетить действующую выставку и Дом Российского исторического общества?

Запись

Мы в соцсетях

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Цех историков

Новый образ старого соседства. Русско-японские отношения

12568912985691825986129856-2.jpg

Какие события и процессы прочнее всего формируют образ соседа и соседства в историческй жизни народов, государств, культур? Можно ли "работать" с этим образом во имя сохранения мира и развития дружественных, партнерских отношений - вопреки их исторической "нагруженности" памятью о конфликтах и войнах?

 

254 месяца в узах и горьких работах. Подвиг жизни святителя Афанасия (Сахарова)

27156481285612856182568125125-5.jpg

Судьба святителя Афанасия (Сахарова) уникальна. Он был посвящен в сан епископа в возрасте 34 лет в 1921 г., когда развернулось первое наступление компартии и советских спецслужб на Православную церковь.

 

Как русские сатирики отметили столетие Карла Маркса

kjhhfhf373

Сто лет назад, весной 1918 года, в отечественной журнальной сатире появилась тема, очень точно отразившая отношение значительной части русского общества, не принявшей революцию, к тому, что происходило в стране в послеоктябрьские месяцы.

Новости Региональных отделений

В Севастополе открылась фотовыставка, посвящённая Русскому исходу

18 ноября 2019 года в Севастополе в Доме офицеров флота открылась фотовыставка «Севастополь. Исход. 1920–2019. Люди и судьбы», посвящённая событиям 1919–1920 годов. Осенью 1920 года на кораблях Черноморского флота около 150 000 наших соотечественников отправились в эмиграцию.

 

Вышла в свет новая книга по истории новгородских гарнизонов

При поддержке отделения Российского исторического общества в Великом Новгороде в Новгородском музее-заповеднике прошла презентация книги Ильи Хохлова «Между войной и миром. Очерки истории гарнизонов Новгородской земли, губернии и области в XVII – первой половине XX в.».

 

Международная конференция 70 лет дружбы и сотрудничества прошла в Чите

В Чите прошла международная научно-практическая конференция «70 лет дружбы и сотрудничества», посвященная 70-летию установления дипломатических отношений между Россией и Китаем.

Трибуна

«Великая российская революция: проблемы исторической памяти»

Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.

 

«Февральская революция: новая концепция японских историков»

Профессор Токийского университета Харуки Вада, признанный мэтр, а точнее, сенсэй японской русистики, в докладе «Февральская революция: новая концепция японских историков» поделился своим взглядом на революционные события вековой давности, отметив вклад в развитие новых трактовок этой проблематики со стороны таких японских исследователей, как Норие ИСИИ и Ёсиро ИКЕДА.

 

Речь Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

Текст выступления президента Российского государственного гуманитарного университета, члена Совета Российского исторического общества Ефима Пивовара на III Всероссийском съезде учителей истории и обществознания

Прокрутить наверх