Дорога Наполеона, ведущая из бухты Жуан в Париж, сегодня отмечена позолоченными изваяниями орлов. Для опального императора она закончилась пред столом в окружении российских, английских, прусских и австрийских дипломатов.
Легендарные «Сто дней» быстро пролетели, и Бонапарту пришлось сдаться англичанам, после чего уже навсегда отправиться на остров Святой Елены.
Когда отгремели пушки Ватерлоо, Талейран, министр иностранных дел Франции, в докладе победителям посетовал, что французы без опасения не могут смотреть на свое будущее, а поведение союзнических армий «вызывает сомнения относительно истинных намерений держав». Правда, представителей Четверного союза слова Талейрана тронули мало. До окончательного подписания нового мирного договора с Францией оставалось несколько месяцев – и союзники были ничем не ограничены. Герцог Веллингтон, знаменитый победитель при Ватерлоо, в одном из писем сентября 1815 года рассудил, что «нет основания оказывать особую милость французскому народу».
Договор, подписанный 20 ноября 1815 года, как и следовало ожидать, милости французам тоже не явил. Франция была возвращена в границы 1790 года, обязываясь уплатить 700 миллионов франков контрибуции в пятилетний срок. До времени погашения контрибуции на территорию Франции вводилась 150-тысячная армия союзников (содержать ее также надлежало за французский счет). Кроме того, все произведения искусства, перевезенные во Францию во время наполеоновских войн, должны были быть возвращены. Об этом условии Талейран писал как о «вопиющем насилии», забывая, впрочем, что многие из этих ценностей Франции никогда не принадлежали.
Ставший вместо получившего отставку Талейрана министром иностранных дел Арман де Ришелье на следующий день после подписания мира, 21 ноября 1815 года, писал графу Деказу: «Всё кончено; вчера – полумертвый, полуживой – я подписал этот трактат. В своё время я клялся не делать этого и сказал об этом королю. Но несчастный монарх со слезами стал заклинать меня не покидать его». Так закончились «Сто дней» Наполеона, начавшиеся с дороги, отмеченной сейчас позолоченными орлами. Согласно Парижскому миру 1815 года, Бонапарты никогда не должны были быть допущены на трон Франции.
Ангелина Шуляковская
Текст Парижского мирного договора 1815 года на сайте Национальной французской библиотеки BNF Gallica
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School