lenin.jpg

22 апреля 1870 года родился выдающийся государственный деятель, один из лидеров мирового коммунистического движения и революционер Владимир Ленин. Цифровой фонд Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина содержит большое количество редких материалов, которые могут дополнить знания об этой исторической фигуре.

Владимир Ленин родился в семье Ильи Николаевича Ульянова, педагога и просветителя, которому был пожалован дворянский титул, и Марии Александровны Бланк, домашней учительницы. На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с копией раритетного издания сочинений В.И. Ленина 1926 года. Вот как он описывает атмосферу, царящую в отчем доме: «В семье господствовал разночинно-культурнический дух, сложившийся под явным влиянием идей шестидесятников. Политическая сдержанность старшего поколения сочеталась с энергичной и бескорыстной работой по просвещению народа, оставившей значительный след как среди крестьянства Симбирской губернии, так и среди молодого поколения учительства».

Главным человеком для юного Володи Ульянова был старший брат Александр, один из создателей и руководителей организации «Народная воля». Владимир так отзывался о брате: «Александр Ильич отличался выдающимися способностями, открывавшими ему широкую научную дорогу, но он горячо заинтересовался и общественной жизнью студенчества, а в последний год пребывания в университете стал одним из виднейших членов террористического кружка, задумавшего повторить 1 марта 1881 года и подготовившего покушение на Александра III...»

Оценивая слова и дела Ленина, многие историки сходятся во мнении, что во многом они были продиктованы страшной утратой в семье: быть может, без казни Александра за покушение на императора Александра III не было бы того Владимира, не было бы революции… Так, Лев Каменев в своей речи 1924 года, текст которой представлен на портале Президентской библиотеки, отметил: «Нет никакого сомнения, что казнь старшего брата произвела сильное впечатление на Владимира Ильича и что мысль его должна была заработать в определённом направлении. Он должен был поставить и поставил перед собой вопрос: где те силы, опираясь на которые можно было бы победоносно закончить борьбу с самодержавием?» В I томе собрания сочинений Ленина приводятся воспоминания видного русского публициста Василия Водовозова. Он делится впечатлениями от встречи с молодым, 20-летним Владимиром Ильичом: «В вопросах политической экономии и истории его (Ленина) знания поражали солидностью и разносторонностью, особенно для человека его возраста. Он свободно читал по-немецки, французски и английски, уже тогда хорошо знал „Капитал“ и обширную марксистскую литературу (немецкую) и производил впечатление человека, политически вполне законченного и сложившегося. Он заявлял себя убеждённым марксистом... Конечно, я не предвидел той роли, которую ему суждено было сыграть, но уже тогда я был убеждён и открыто об этом говорил, что роль Ульянова будет крупной».

Говоря об уникальном воздействии Ленина на умы людей, можно проследить некоторые приёмы, которые он использовал в своих выступлениях и публикациях. Наглядно это демонстрирует работа «К деревенской бедноте» (1903), которую Владимир Ильич написал и отпечатал в Женеве. Её электронная копия доступна на портале Президентской библиотеки. В частности, для привлечения народных масс в ряды своих сторонников Ленин прибегает к противопоставлению: «При крепостном праве крестьянин не смел жениться без разрешения помещика. Теперь крестьянин свободен жениться без всяких разрешений. При крепостном праве крестьянин должен был работать непременно на своего барина в такие дни, когда бурмистр укажет. Теперь крестьянин свободен выбирать, на какого хозяина и в какие дни, за какую плату ему работать. При крепостном праве крестьянин не смел никуда отлучиться из деревни без разрешения барина. Теперь крестьянин свободен идти, куда хочет, если его отпускает мир, если у него нет недоимок, если ему дадут паспорт, если губернатор или исправник не запретит переселяться. Значит, полной свободы идти, куда хочешь, полной свободы передвижения у крестьянина и сейчас нет. Крестьянин остаётся полукрепостным».

Вот другой пример. Здесь революционер обращается к рабочим и ставит им в пример коллег из других городов, провоцирует угрозой преследования со стороны властей, говорит о безальтернативности жёсткой борьбы: «Правительство преследует её, но партия существует тайно, несмотря на все запрещения, издавая свои газеты и книжки, устраивая тайные союзы. И рабочие не только собираются в тайныя собрания, а выходят и на улицу толпами, развёртывают знамёна с надписью: „Да здравствует 8-часовой рабочий день, да здравствует свобода, да здравствует социализм!“ Правительство преследует за это рабочих с яростью. Оно посылает даже войско стрелять в рабочих в Ярославле и Петербурге, в Риге, в Ростове-на-Дону, в Златоусте. Но рабочие не сдаются. Они продолжают борьбу. Они говорят: никакие преследования, ни тюрьмы, ни ссылка, ни каторга, ни смерть не устрашат нас. Наше дело правое. Мы боремся за свободу и счастье всех, кто трудится».

Результат подобных работ был колоссальным. После смерти Ленина в 1924 году в речи, произнесённой на заседании II Съезда Советов СССР, Каменев говорит о трудах вождя и их невероятном значении для истории человечества: «Жизнь и работу Владимира Ильича будут изучать десятилетиями и столетиями. Не только мы, его соратники, его ученики, армия, вождём которой он был, но и враги наши признали, что фигура Владимира Ильича будет стоять веками, что его работа, его мысли, его воля наложат свой отпечаток в течение столетий на жизнь человечества. Мы сейчас не можем даже приблизительно окинуть всей грандиозности и всего величия проделанной им работы… Мы должны будем на примере Ильича учиться годами. При решении всякого вопроса нам надо будет для того, чтобы ошибки наши были минимальные, оборачиваться назад и проверять себя учением и делами Владимира Ильича».

Другой сподвижник Ленина, Григорий Зиновьев, зачитывал исполненные горя письма рабочих: «Дорогой отец наш! Ты ушёл от своих детей навеки, но твой голос, слова твои никогда не умрут в наших пролетарских сердцах... Мы, читая газеты, думали, что вернётся он скоро к нам, и мы ждали его каждую минуту, но злая болезнь отняла у нас незабвенного отца – отца всего мира». Или вот ещё одно: «Солнце померкло, звезда закатилась. Солдаты царской армии, кто из вас был в окопах, вспомните, чем был для вас окружающий мир! Вы устремлялись с мольбами и тоской к небу, а в ответ вам сыпались снаряды. Увы, напрасны были ваши молитвы!.. Но вот среди лесов и полей, где ежеминутно взрывались ужасные бомбы, между трупов и стонов раненых пронеслось: Ленин».

Помимо копий раритетных текстовых изданий в фонде Президентской библиотеки содержатся уникальные кадры кинохроники тех времён. Их можно посмотреть прямо на портале организации. Это, например, выступление В. И. Ленина, посвящённое целям революции, и его похороны. В специальной коллекции «Конституция – основной закон», которая представлена на портале Президентской библиотеки, содержится цифровая версия главного документа РСФСР 1918 года. В его разработке принимал участие сам Ленин.

Текст: Вера Марунова

ПОСЕТИТЬ ДОМ

Желаете посетить действующую выставку и Дом Российского исторического общества?

Запись

Мы в соцсетях

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Поиск по сайту

Цех историков

Апрельский рубеж. Как ленинские тезисы изменили курс революции

2163745982638568236562398569283652.jpg

Поздно вечером 3 (16) апреля 1917 г. на перрон Финляндского вокзала Петрограда прибыл поезд с особенным пассажиром. После многолетней эмиграции в Россию вернулся лидер левого крыла российской социал-демократии В. И. Ленин (Ульянов).

 

Япония в годы Первой мировой войны. Оборонительный союз с Россией

734182547812575412547512445.jpg

В годы Первой мировой войны Япония избежала участия в продолжительных боевых действиях на суше, но сумела из ведущей дальневосточной державы превратиться в великую мировую.

 

Разумная вера и верующий разум. Православие и философия Ивана Ильина

3289756823658623852356.jpg

Иван Александрович Ильин – русский философ, правовед, один из ярких деятелей русского религиозного возрождения первой половины ХХ в. Православие играло ключевую роль не только в формировании этической позиции мыслителя, но было важным аспектом его социально-политической концепции.

Новости Региональных отделений

Выставка «Долг и судьба: военспецы на службе Республики Советов»

Выставка «Долг и судьба: военспецы на службе Республики Советов»

С 16 января до 23 марта 2020 года посетители Палласовского районного историко-художественного музея Волгоградской области могут познакомиться с материалами выставки «Долг и судьба: военспецы на службе Республики Советов».

 

В Саратове открылась выставка мозаичных сокровищ Эмалевой комнаты

15 января 2020 года в Саратовском музее краеведения состоялась презентация выставки «Мозаичные сокровища Эмалевой комнаты – “То, что не смог сделать Фаберже”».

 

100-летие забайкальского историка Антонины Михайловны Соколовой

10 декабря 2019 года исполнилось 100 лет со дня рождения забайкальского историка, педагога, человека, чье имя известно далеко за пределами региона, Антонины Михайловны Соколовой.

Трибуна

«Великая российская революция: проблемы исторической памяти»

Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.

 

Мировая война, европейская культура, русский бунт: к переосмыслению событий 1917 года

Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.

 

Драматическое пространство революционной реальности – сферы культурной и духовной жизни

Продолжая рассказ о Международной научной конференции «Великая российская революция: сто лет изучения», проведённой Институтом российской истории РАН совместно с Российским историческим обществом, Федеральным архивным агентством, Государственным историческим музеем и при поддержке фонда «История Отечества» 9 – 11 октября 2017 года, обратимся к двум ярким докладам.

Прокрутить наверх