Выступление Председателя Российского исторического общества С.Е. Нарышкина на круглом столе, приуроченном к 35-летию вывода советских войск из Афганистана.
г. Москва, Дом РИО
20 февраля 2024 г.
Сегодня здесь, в доме Российского исторического общества, мы проводим круглый стол, приуроченный к 35-й годовщине вывода советских войск из Афганистана. За десять лет через горнило афганской войны прошли свыше 620 тысяч наших соотечественников — военных и гражданских специалистов. Война оставила глубокий след в национальной памяти, сформировала обширный пласт культуры и сразу начала привлекать к себе внимание профессиональных историков.
Известно, что решение о вводе войск в Афганистан далось тогдашнему советскому руководству нелегко. Об этом свидетельствует множество отклонённых просьб правительства Тараки и других афганских лидеров. С формальной точки зрения, между Москвой и Кабулом к тому моменту установились довольно тесные партнёрские отношения. В то же время, сам Афганистан находился на грани гражданской войны, а в его руководстве не прекращалась острая политическая борьба.
После того, как убитого в ходе переворота Тараки сменил Хафизулла Амин, перед Афганистаном замаячила перспектива фактического распада и полномасштабной интервенции сил НАТО. Речь теперь шла уже не только о помощи дружественной стране, но и об обеспечении собственной безопасности Советского Союза. Поэтому 12 декабря 1979 года Центральный комитет партии утвердил решение о вводе ограниченного контингента войск, а спустя две недели первые советские части пересекли афганскую границу.
К сожалению, лишь одной сменой непопулярного режима Амина разрубить гордиев узел накопившихся в Афганистане противоречий не удалось. Регион стал точкой притяжения для экстремистов из самых разных стран. Поддержку антиправительственным силам активно оказывали американцы и их союзники по блоку НАТО, щедро снабжавшие радикалов оружием и деньгами. В этой связи, конечно, видится символичным, что взращённая американцами в те годы «Аль-Каида» позднее нанесёт страшный удар 11 сентября в Нью-Йорке, а при вторжении западной коалиции в Афганистан уже талибы встретят их выстрелами тех же «Стингеров».
Здесь, на мой взгляд, будет уместно провести параллель между последствиями пребывания в Афганистане советских воинов-интернационалистов, наших гражданских специалистов, и так называемой международной коалиции, наспех собранной Вашингтоном. Историкам известно, что СССР оставил после себя более 100 передовых объектов промышленной, транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры, среди которых гидроэлектростанция «Наглу», тоннель «Саланг», здание Кабульского политехнического университета и многие другие значительные объекты. И хотя, к сожалению, в Афганистане так и не воцарился мир, в развитие его экономики был внесён значимый и неоспоримый вклад.
В то же время двадцатилетнее пребывание западного контингента на афганской земле запомнилось прежде всего безудержной коррупцией оккупационных властей и многочисленными военными преступлениями. Международная общественность не раз обращала внимание на неизбирательные ракетные удары НАТОвских частей, в результате которых гибли мирные жители, и на бесчеловечные пытки, которыми славилась американская тюрьма на авиабазе Баграм.
Добавлю к этому ещё один штрих. Многим из нас памятна легендарная фраза командующего 40-й армией Бориса Всеволодовича Громова, который сказал: «За моей спиной нет ни одного советского солдата». В памяти сразу всплывают яркие кадры. Мост через Амударью, по которому движутся ровные колонны бронетехники, а на броне, под штандартами и знамёнами, едут советские бойцы. Нетрудно сравнить эту картину с позорным бегством американцев в августе 2021 года, попросту бросивших в Кабуле тяжёлое вооружение и оставивших на произвол судьбы несколько тысяч доверившихся им мирных жителей и своих союзников.
В этой связи, конечно, никак не приходится говорить о том, что наша страна потерпела в Афганистане поражение. Решение о выводе ограниченного контингента советских войск было, в первую очередь, политическим и принималось в логике так называемых односторонних уступок. Другое дело, что на Западе эти уступки были расценены не как приглашение к диалогу, а как слабость тогдашнего руководства СССР.
Распад Советского Союза и последовавшая затем разруха не позволили государству сразу и в полной мере воздать должное воинам-интернационалистам. Вместе с тем именно ветераны-афганцы стали настоящим костяком русского офицерства. В том числе их усилиями началось постепенное восстановление боеспособности наших вооружённых сил, возрождение национальной системы военно-патриотического воспитания. В наши дни справедливо говорить о том, что афганский опыт имеет особую ценность для проведения специальной военной операции, специальной освободительной операции.
Рассчитываю, сегодня мы проведём заинтересованный разговор об этих событиях, уже ставших неотъемлемой частью отечественной военной истории. Сегодня много желающих выступить, поэтому прошу всех соблюдать регламент 5–6 минут на одно выступление, и первым я предоставляю слово Францу Адамовичу Клинцевичу – лидеру общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана».
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School