Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

Белгородская черта представляла собой довольно сложную, глубоко эшелонированную укреплённую линию, в состав которой входило большое количество типов фортификационных сооружений. Это не просто неширокая полоса укреплений. Надо иметь в виду города, укреплённые пункты, поселения и труднопроходимые места, располагавшиеся как к северу, так и к югу от Черты.

В качестве основных строительных материалов использовались дерево и земля. Выбор этих материалов определяется не только технико-экономической целесообразностью, но и тем, против кого сооружались укрепления, а основным противником являлась татарская конница. Целью Белгородской черты было предотвращение внезапного появления татар у русских деревень и городов. Исходя из вооружения и тактики противника, который в XVII в., как правило, не вёл длительных осад городов, необходимость строительства дорогих крепостей из камня отпадала.

Главными узлами обороны являлись города-крепости. Все они занимали важное стратегическое положение. «Город-крепость» – административный центр участка, его наиболее крупный населённый пункт, где располагался гарнизон. Гарнизоны не только защищали вверенные им участки, но и занимались ремонтом и строительством укреплений, осуществляли сторожевую службу.

Несмотря на то что при строительстве учитывалась топография местности, планировочная форма оборонительных сооружений приобретала всё более четкое «регулярное» выражение, придя на смену округлой форме. Прямолинейность городовых стен была вызвана влиянием пушечного боя. Вынесение вперёд башен увеличивало обороноспособность, ликвидировались «мёртвые зоны».

Если взять за основу классификации конструкцию стен, то можно выделить города, рубленые городнями или тарасами, стоячим острогом с обламами, стоячим острогом без обламов, и земляные города.

Что же представляли собой эти конструкции.

Стены, рубленные «по городовому», были образованы соединением прямоугольных срубов-клетей. Рубленые стены требовали значительно больше леса и времени, чем стены из вертикальных бревен. В условиях борьбы с легкой, вооружённой луками, татарской конницей прочность стен не была решающим фактором, поэтому такой метод строительства применялся мало. Все рубленые стены городов Белгородской черты имели обламы – выступы, навесы над основной стеной, прикрытые снаружи ещё одной защитной стенкой из нескольких рядов брёвен и брусьев. Для сооружения обламов брёвна, лежавшие в срубе перпендикулярно к осевой линии стены, выпускались наружу на определённой высоте.

По сравнению с рубленой стеной острожная стена с обламами требовала в 2 раза меньше леса, что весьма актуально в лесостепи, кроме того, защитникам крепости было удобно подходить к бойницам.

Острожная стена – плотный ряд брёвен, вкопанных в землю и заостренных наверху. Она являлась элементом обороны крепости, широко использовалась в системе полевых укреплений.

Стоячий острог без обламов и «косой» (наклонный) острог без обламов употреблялись редко при строительстве крепостей, но довольно часто при сооружении полевых укреплений – на концах земляных валов, на берегах рек и лесных полянах.

Земляной город представлял собой территорию, окружённую со всех сторон земляным валом, который мог иметь дополнительные укрепления (башни, надолбы, частик, острожную стену и др.). Единственным подобным городом-крепостью на Черте был Нежегольск.

Куда более широко использовались так называемые «земляные городки». Среди них выделяются «жилые» и «стоялые».

Если «жилые городки» от «городов-крепостей» отличаются только размерами и функциями, то «стоялые городки» заслуживают особого внимания.

Из самого названия видно, что в них не было постоянного гарнизона, а находилась лишь сменная стража. Они могли располагаться как в системе валов, так и как самостоятельные укрепления. Размеры и конструкция стен таких укреплений были различными, но чаще всего использовались земляные валы и рвы или стоячий острог с обламами.

Среди этого вида укреплений отдельно следует выделить так называемые «земляные башни». Они, как правило, входили в систему вала и отличались от стоялых городков меньшим размером. Эти земляные городки представляли собой фортификационные сооружения, которые в XVIII в. при выделении специальной отрасли военно-инженерного искусства получили названия: капониры (фланкирующее сооружение для ведения стрельбы по двум противоположным направлениям), бастионы (пятиугольное полукруглое в плане оборонительное сооружение), реданы (полевое укрепление, состоящее из двух фасов, расположенных в виде исходящего угла), рондели (полукруглые выступы в крепостной ограде), флеши (небольшие полевые укрепления, состоявшие из двух фасов в виде малого редана с тупым углом).

Одним из наиболее распространённых искусственных укреплений был земляной вал. Он, как правило, насыпался на наиболее уязвимых местах – степных участках между городами, городом и лесом, городом и рекой, рекой и лесом. Мог сооружаться и для усиления естественных препятствий, в том числе и рек.

«Вал» включает в себя не только саму насыпь, но и сопровождающий её ров, другие конструктивы. На Белгородский черте было построено пять земляных валов – Карповский, Яблоновский, Новооскольский, Усманский и Козловский, общей длиной в 137 км.

Надолбы встречаются на всех участках. «Надолба» представляла собой конструкцию из двух или трёх вкопанных и соединённых друг с другом крестом брёвен. Линии таких укреплений имели различную длину, играли самостоятельную роль, входили в систему с другими сооружениями и усиливали естественные препятствия.

Ещё один тип укреплений – тарасы – представлял собой связанные друг с другом деревянные срубы, заполненные «хрящом» – землёй, песком, щебнем. Они использовались, как правило, на участках, которые подвергались размывам, в сочетании с другими элементами.

Как укрепленные единицы довольно широко применялись деревянные башни. Они использовались как элементы городов-крепостей, стоялых и жилых городков, усиливали линии надолбов. Выделяются проезжие и глухие башни. Высокие башни служили как наблюдательные пункты.

Крепостные деревянные башни отличались друг от друга размерами и формой. Башни делились на проезжие и глухие. К концу XVII в. всё большее применение находили земляные укрепления, а деревянные стены и башни отходили на вторую линию укрепления. Их роль уменьшилась потому, что артиллерийские орудия устанавливаются на бастионах и валах, а башни ставятся только у проезжих ворот и служат в качестве наблюдательных вышек.

Большое значение отводилось сочетанию искусственных и естественных препятствий. Более половины Черты вообще не имело искусственных сооружений, в качестве защиты использовались леса, реки, болота и другие препятствия, непроходимые для конницы. Засеки использовались ограниченным количеством лесных массивов.

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №2/2024

ЗАПИСЬ НА ЭКСКУРСИЮ

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В Омске издали книгу «“Цветам былого нет забвенья...”: воспоминания А.М. Рандруп и А.М. Розенплэтер»

В Омске издали книгу «“Цветам былого нет забвенья...”: воспоминания А.М. Рандруп и А.М. Розенплэтер»

В Центре краеведческой информации Омской государственной областной научной библиотеки А.С. Пушкина прошла презентация книги «“Цветам былого нет забвенья...”: воспоминания А.М. Рандруп и А.М. Розенплэтер».

 

В Сыктывкаре состоялся Международный симпозиум по исторической демографии

В Сыктывкаре состоялся Международный симпозиум по исторической демографии

С 3 по 6 июля 2024 года в Сыктывкаре на площадке Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН состоялся XII Международный симпозиум по исторической демографии.

 

В Белгородском историко-краеведческом музее открылась выставка «Триумф под Полтавой»

В Белгородском историко-краеведческом музее открылась выставка «Триумф под Полтавой»

В Белгородском государственном историко-краеведческом музее открылась выставка «Триумф под Полтавой». Экспозиция, посвящённая 315-летию Полтавской битвы, подготовлена при поддержке отделения Российского исторического общества в Белгородской области.

Прокрутить наверх