«Короля играет свита» — это известное и, возможно, справедливое для Европы утверждение на российской почве требовало уточнений. Особенно — в эпоху Петра Великого, чья страсть к игрищам и потехам в ближнем кругу не помешала царю-реформатору создать крепкую, преданную его делу команду исполнителей и продолжателей небывалых по масштабу государственных начинаний.
Отдавая всего себя задуманным преобразованиям, он требовал от соратников не восторженного раболепия и не только честной, толковой исполнительности, но и проявления умения, инициативы, самоотверженности.
Не свита, но работники — воины, дипломаты, государственные деятели, учёные, строители, организаторы новых отраслей хозяйства — они были очень разными — по социальному происхождению, национальной принадлежности, возрасту, вероисповеданию, темпераменту, наконец. Резкий, вспыльчивый, недоверчивый, но умеющий оценить натуру и способности человека, Пётр легко возвышал людей. Столь же легко и предавал опале, но всегда был способен признать заслуги и умения членов своей команды, отвечавших ему восхищением и преданностью. Не в этом ли командном чувстве был секрет его успехов в титаническом деле обновления государства и приобретении им нового статуса в «концерте» европейских держав?
В зависимости от критериев отбора разные исследователи насчитывают от десятков до сотен ближайших помощников императора-реформатора. По мере продвижения России по пути обновления круг этот расширялся, но основной «костяк» — 10–12 ближайших соратников — вошли в историческую память как СПОДВИЖНИКИ ПЕТРА.
«Пётр является перед наблюдателем в вечном потоке разнообразных дел, в постоянном деловом общении со множеством людей, среди непрерывной смены впечатлений и предприятий; всего труднее вообразить его наедине с самим собою, в уединённом кабинете, а не в людной и шумной мастерской».
В. О. Ключевский. Пётр Великий среди своих сотрудников
Экзамен Петра. Художник Юрий Кушевский. 2005 год
«…Ближайшие исполнители должны были знать прежде и лучше других, с каким распорядителем имеют дело и чего он от них ждёт и требует. То была столь памятная в нашей истории компания сотрудников, которых подобрал себе преобразователь, — довольно пёстрое общество, в состав которого входили и русские, и иноземцы, люди знатные и худородные, даже безродные, очень умные и даровитые, и самые обыкновенные, но преданные и исполнительные».
В. О. Ключевский. Пётр Великий среди своих сотрудников
Триумф Российского флота. Народный художник России Василий Нестеренко. 1994 год
«Пётр набирал нужных ему людей всюду, не разбирая звания и происхождения, и они сошлись к нему с разных сторон и из всевозможных состояний. Иноземцы и люди новые из русских, понимая дело Петра или нет, делали его, не входя в его оценку, по мере сил и усердия, по личной преданности преобразователю или по расчёту».
В. О. Ключевский. Пётр Великий среди своих сотрудников
АПРАКСИН ФЁДОР МАТВЕЕВИЧ (1661–1728)
Фёдор Матвеевич, брат царицы Марфы Матвеевны — вдовы царя Фёдора Алексеевича, был комнатным стольником при Петре, участником потешных полков. Он стоял у истоков создания Российского военно-морского флота, командовал как на Азовском, так и на северном театрах боевых действий (часть времени — практически параллельно): с 1700 по 1711 год был губернатором крепости Азов, а в 1708 году оборонял СанктПетербург от шведов.
Под командованием Апраксина находился русский гребной флот во время Гангутского сражения (1714), завершившегося первой в истории России морской победой русского флота. Хотя боевыми действиями, которые привели к знаковой победе русского оружия, лично командовал Пётр. Позднее Апраксин участвовал в Персидском походе, возглавлял Балтийский флот. Был также главой Адмиралтейского приказа, генераладмиралом, тайным советником.
ГОЛОВИН ФЁДОР АЛЕКСЕЕВИЧ (1650–1706)
Фёдор Алексеевич происходил из боярского рода Головиных, получил домашнее образование. В 1689 году возглавил Великое посольство на Дальний Восток, итогом которого стало урегулирование вопросов о границе с Китаем в рамках Нерчинского договора 1689 года (позднее результаты его дипломатической деятельности закрепит Патрик Гордон). Также стал одной из центральных фигур Великого посольства 1697–1698 годов. Был Президентом посольских дел — главой внешнеполитического ведомства; руководил русской дипломатией до самой смерти. Также заведовал Воинским морским указом, Монетным двором и московской Школой математических и навигацких наук. Стал первым кавалером ордена Святого Андрея Первозванного — высшей государственной награды (1699) — и первым в России генерал-фельдмаршалом (1700). С именем Фёдора Головина также связывают издание учреждённой Петром в 1702 году первой русской печатной газеты «Ведомости».
ГОРДОН ПАТРИК ИВАНОВИЧ (1635–1699)
Урождённый Патрик Леопольд Гордон оф Охлухрис, представитель знатного шотландского рода, покинул родину в 16 лет, участвовал в Северной войне 1655–1660 годов, причём и на шведской, и на польской стороне. На момент поступления на службу к Петру I имел значительный боевой опыт: воевал за Россию с 1661 года, участвовал в первом чигиринском и двух крымских походах.
Один из первых наставников и близкий друг Петра, их знакомство произошло в Немецкой слободе в 1690 году. Патрик Гордон сыграл одну из ключевых ролей в победе Петра над Софьей и стрельцами. Он много сделал для создания петровской армии, широко использовал свои познания в инженерном деле и артиллерии. Стараниями Гордона потешные войска превратились в гвардейские.
ДОЛГОРУКОВ ЯКОВ ФЁДОРОВИЧ (1639–1720)
Яков Фёдорович родился в Москве, происходил из княжеского рода Долгоруковых, верно служил царю Алексею Михайловичу, принял сторону Петра во время стрелецкого бунта, участвовал в Азовских походах. В битве под Нарвой попал в шведский плен, в котором провёл десять лет, помогал другим пленным русским. В плену получил ценные знания о шведском государственном устройстве, которые впоследствии использовал на родине.
Бежал, захватив вместе с другими пленными шведскую шхуну. Возглавлял Главную военную канцелярию, в ведении которой находилось снабжение русских войск, а позднее — учреждённую Петром в ходе реформ Ревизион-коллегию, следил за сохранностью казны, раскрывал хищения. Современникам и потомкам запомнился как человек решительный и твёрдый, способный возразить самому царю.
ЗОТОВ НИКИТА МОИСЕЕВИЧ (1644–1717)
Никита Моисеевич родился в Москве в семье дьяка. Наиболее известен как учитель Петра, с пяти лет знакомил царевича с грамотой, историей и религией, стал одним из ближайших его соратников, был на стороне царя в противостоянии с Софьей, участвовал в расследовании событий Стрелецкого восстания 1698 года. Думный дьяк Никита Зотов поддерживал Петра в его эксцентричных затеях: во «Всешутейшем, всепьянейшем, сумасброднейшем соборе», высмеивавшем церковные обряды и старорусские традиции, Зотов занимал особый «руководящий пост» и имел титул «Всешутейного отца Иоанкита, Преспургского, Кокуйского и Всеяузского патриарха». При этом Зотов больше пятнадцати лет, до самой смерти, возглавлял подчинявшуюся лично Петру I Ближнюю канцелярию, занимавшуюся организацией государственного контроля и обладавшую рядом признаков высшего института власти.
ЛЕФОРТ ФРАНЦ ЯКОВЛЕВИЧ (1656–1699)
Франц Лефорт родился в вольном городе Женева, в семье торговца Жака Лефорта, в Россию прибыл с голландскими наёмниками, жил в Немецкой слободе. Под командованием Василия Голицына, воеводы, государственного деятеля и фаворита царевны Софьи, участвовал в Крымских походах, потерпевших поражения (1687, 1689). Принял сторону Петра в его противостоянии с Софьей, участвовал вместе с ним в манёврах, сыграл важную роль в Азовских походах. Руководил кораблестроением на Воронежской верфи, пользуясь опытом западных специалистов, которых активно нанимал на службу в Россию. Был одним из официальных глав Великого посольства в Западную Европу 1697–1699 годов, в котором сам Пётр участвовал под именем Петра Михайлова, урядника Преображенского полка. Считается, что кальвинист Лефорт, имевший огромное влияние на Петра и связанный с ним крепкой дружбой, заработал особую ненависть в рядах восставших стрельцов, которые называли его «еретиком».
МЕНШИКОВ АЛЕКСАНДР ДАНИЛОВИЧ (ок. 1673–1729)
Происхождение Александра Даниловича — до сих пор предмет споров среди исследователей. Сын конюха петровских потешных полков Данилы Меншикова, он мог быть потомком древнего польско-литовского рода Менжиков. Начал карьеру денщиком Петра, прошёл с царём через все военные и политические предприятия, став его ближайшим соратником исамым известным фаворитом эпохи. За свою карьеру выполнял множество государственных функций. Стал первым губернатором Санкт-Петербурга (1703–1724, 1725– 1727). Действия драгун, которыми Меншиков командовал во время исторического Полтавского сражения, определили ход битвы. Ему же позднее сдались остатки шведской армии. Меншиков был произведён в генерал-фельдмаршалы (при Екатерине I станет генералиссимусом). В 1717–1722 годах был президентом Военной коллегии, одновременно занимая должность сенатора. Владел несколькими городами, тысячами сёл и деревень и почти легендарными богатствами, построил себе дворцы в Санкт-Петербурге и Кронштадте. После смерти Петра сыграл центральную роль в возведении на престол Екатерины I.
ПРОКОПОВИЧ ФЕОФАН (1681–1736)
Феофан (в миру Елеазар) Прокопович родился в Киеве, имена его родителей неизвестны; воспитывался дядей, фамилию которого и взял. Обучение проходил в Риме, в коллегии Святого Афанасия. Пётр I взял Феофана под покровительство в 1716 году, вызвав его из Киева в Санкт-Петербург. Решающую роль в данном случае сыграли не только выдающиеся способности этого богослова и учёного, но и его непопулярные среди русского духовенства взгляды — Феофан, в частности, утверждал, что император является главой не только государства, но и поместной церкви. Он стал главным помощником царя в делах духовного управления и движущей силой петровской церковной реформы. Феофан — автор Устава Духовной коллегии 1721 года, документа, радикально менявшего положение Русской православной церкви, подчиняя её государству. Написанный Феофаном и отредактированный Петром Устав определял функции Синода, органа управления церковью, который заменил упразднённое тем же регламентом патриаршество.
РОМОДАНОВСКИЙ ФЁДОР ЮРЬЕВИЧ (ок. 1640–1717)
Фёдор Юрьевич происходил из знатнейшего рода Ромодановских, сын князя Юрия Ивановича Ромодановского. Ряд исследователей называют Фёдора Ромодановского вторым человеком в государстве (впрочем, подобные формулировки применялись и к другим сподвижникам Петра I, особенно на пике их карьеры). Во время Великого посольства Петра именно Ромодановский руководил боярской комиссией, которая управляла Москвой в отсутствие царя. Он также на протяжении тридцати лет возглавлял Преображенский приказ, то есть фактически был главой государственной службы безопасности — этот орган занимался политическим сыском и расследовал «злые умыслы» против власти. Среди наиболее известных примеров — Стрелецкое восстание 1698 года и Астраханское восстание 1705–1706 годов.
ТОЛСТОЙ ПЁТР АНДРЕЕВИЧ (1645–1729)
Пётр Андреевич из рода Толстых (положил начало его графской ветви), был сыном окольничего, Андрея Васильевича Толстого. В первый стрелецкий бунт содействовал восставшим, поэтому доверия Петра ему пришлось добиваться больше двух десятилетий. В конце 1701 года был назначен посланником в Константинополь, став первым Российским послом-резидентом, способствовал ратификации Константинопольского мирного договора с Османской империей. В годы русскотурецкой войны (1710–1713) побывал под арестом в османском заточении. В 1717 году хитростью и угрозами добился возвращения в Россию беглого царевича Алексея Петровича, а затем вёл расследование его дела. После этого возглавил Тайную канцелярию и получил от царя щедрое вознаграждение, став, наконец, его доверенным лицом.
ШЕРЕМЕТЕВ БОРИС ПЕТРОВИЧ (1652–1719)
Борис Петрович родился в Москве, в боярской семье Шереметевых, с 13 лет был комнатным стольником. Участвовал в 1686 году в переговорах о «Вечном мире» с Речью Посполитой, также вёл в Европе переговоры с императором Священной Римской империи, римским папой и Мальтийским орденом. Шереметев проявил себя также как талантливый военачальник, принимавший взвешенные решения и избегавший поспешных действий. В годы Северной войны (1700–1721) в чине генерал-фельдмаршала командовал войсками в Прибалтике, осадил и взял несколько крепостей, включая Мариенбург, Копорье и Дерпт. Формально командовал русской армией во время Полтавской битвы 1709 года. Первым в истории Российского государства возведён в графское достоинство. Награждён орденом Св. Андрея Первозванного.
РАГУЗИНСКИЙ-ВЛАДИСЛАВИЧ САВВА ЛУКИЧ (ок. 1668–1738)
Савва Лукич происходил из сербского дворянского рода Владиславичей. Купец, дипломат — на российской службе с 1703 года — он тогда же начал получать от Петра I привилегии на занятие торговлей. В 1705 году привёз вМоскву из Константинополя Ибрагима Ганнибала — прадеда Александра Сергеевича Пушкина, ставшего прототипом главного героя пушкинского исторического романа «Арап Петра Великого». В 1716–1722 годах действовал в качестве представителя Петра вРиме иВенеции. Нанимал итальянских специалистов на российскую службу, закупал скульптуры для заложенного в 1704 году в СанктПетербурге Летнего сада. С 1725 по 1728 год был Чрезвычайным посланником и полномочным министром России в Китае, вёл переговоры с Цинской империей о границах и торговых отношениях (были инициированы Китаем в 1724 году, а завершились уже при Екатерине I). Итогом Посольства Владиславича стал Кяхтинский договор (1727), зафиксировавший существовавшую границу и увеличивший объёмы торговли между странами.
Источник: Вестник «Воронцово поле» №3, за 2022 г.
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School