Конец XIX – начало XX века – время критических трансформаций в России и окружающем ее регионе. Именно этот бурный и богатый событиями и лицами период освещает новый сборник документов и материалов, выпущенный недавно казахстанскими и российскими историками – «Россия и Центральная Азия. Конец XIX – начало XX века: сборник документов и материалов» (2017), сост. Д. А. Аманжолова, Т. Т. Далаева, Г. С. Султангалиева
В сборнике на основе редких и ранее не опубликованных документов освещаются актуальные и мало исследованные аспекты национальной политики России и межэтнических отношений в Центральной Азии, особенности и историческое значение цивилизационных, политических, межконфессиональных и иных исторических взаимосвязей России и Центральной Азии (Степного края и Туркестана) с начала XX века до середины 1920-х гг. Публикуемые материалы позволят в проблемно-хронологическом плане представить динамику развития региональных вариантов имперской и советской политической системы власти и управления как процесса взаимодействия разных групп, сложное соединение практик и стоящих за ними субъектов, давших своеобразное воплощение общегосударственной стратегии консолидации полиэтничных регионов.
Для издания отобрано 198 документов, выявленных в архивах России (ГА РФ, РГАСПИ, РГВИА, РГВА, РГИА), Казахстана (ЦГА РК, Госархив Семипалатинской области, ныне Центр документации новейшей истории) и Узбекистана (ЦГА Узбекистана).
В основном, это документы органов власти и управления (переписка, прошения, всеподданнейшие отчеты, ходатайства, протоколы, постановления и др.). Но есть и документы личного происхождения (письма, воспоминания), связанные с национальными деятелями региона первой четверти XX в. Подчас источники отражают противоположные точки зрения на одно и то же событие.
Издание осуществлено при финансовой поддержке Фонда «История Отечества».
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
1 июня 2023 года в Курске завершилась работа выставки «Обыкновенный нацизм», организованной Российским историческим обществом, фондом «История Отечества» и Музеем Победы с целью информирования общественности региона о преступлениях украинских неонацистов против населения Донбасса и Новороссии.
Становление современного (городского) образа жизни неразрывно было связано с изменением потребительской сферы. В доиндустриальную эпоху население полностью зависело от рынков, с их шумом, грязью, нищими. В эру развития промышленности, массовой коммуникации торговая отрасль становилась, по выражению доктора экономических наук В.В. Радаева, более технологичной.
Директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров в своём докладе «Великая российская революция: проблемы исторической памяти» сосредоточился на том новом знании, которое было получено отечественными историками в результате исследований последних лет в области изучения и научной трактовки государства, общества и культуры России в контексте революционных событий.
Нынешняя историографическая ситуация применительно к проблемам истории революции 1917 г. не кажется мне оптимистичной. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на заметную подвижку: революция непосредственно связывается с Первой мировой войной – сказалось соседство 100-летних коммемораций. Конечно, могут сказать, что эта мысль отнюдь не новая: еще В.И.Ленин указывал на эту связь, хотя и в особом контексте.
Все мы утвердились в мысли, что Второй фронт был открыт в июне 1944 г. – в момент высадки англо-американских союзных войск в Нормандии. Это не совсем так и, главное, несправедливо. На самом деле Второй фронт открыли французы, когда накал Сталинградской битвы достиг апогея. 28 ноября 1942 г. самолеты приземлились на аэродроме у Иваново и высадили десант французских летчиков и авиамехаников эскадрильи «Нормандия».
Почти четверть века, прошедшая со времени крутой смены курса Россией в конце ХХ в., дает возможность ретроспективного взгляда на целый ряд сюжетов отечественной истории. Один из них, не самый значимый на первый взгляд, — публикация источников, именуемая в кругах специалистов «археографией».
Стратегия обращений советских граждан по поводу защиты своих потребительских прав представляет серьезный научный интерес. Социолог Е.А. Богданова считает, что осознание (легитимация) отношений между контрагентами по поводу потребления, как социальной проблемы, началось в СССР с начала 1970-х гг. и явилось следствием органической либерализации 1960-х [Богданова, 2002, с. 46].
В 1933 году после установления гитлеровской диктатуры приблизительно 500 000 немцев пришлось искать спасения вне пределов Германии 1Tischler C. Flucht in die Verfolgung: Deutsche Emigranten im sowjetischen Exil (1933 bis 1945). Münster, 1995. S. 226. . Советский Союз стал убежищем в основном для левой интеллигенции и коммунистов. Последними было образовано в Москве Заграничное бюро КПГ, которое при помощи Коминтерна и руководства СССР получило возможность продолжать антифашистскую деятельность.