Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

Начала работу художественная выставка «Заграничное счастье русского кружева»

6 февраля 2023 года в Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына начала работу художественная выставка «Заграничное счастье русского кружева».

Кружевоплетение — выдающееся явление русской народной культуры, российские профессионалы, занимающиеся этим направлением искусства, достигли высочайшего мастерства. Экспозиция выставки составлена из уникальных кружевных изделий, созданных российскими мастерами в различных техниках, а также авторских принтов, фотографий и произведений живописи художников, вдохновленных невесомым изяществом кружева. В выставке примут участие более 20 художников, среди них: Анастасия Омельченко, Мария Баранова, Ирина Бараш-Поррэ, Ася Грига (Анастасия Григорьева), Александр Забегин, Иван Егоров, Ирина Гвоздецкая (Ира Куб), Эльмира Сафина, Елена Михайловская, Ксения Шер и другие.

Кружево — текстильное изделие без тканой основы, в котором ажурный орнамент и изображение образуются в результате переплетения нитей. Слово «кружево» имеет два значения: одно из них происходит от слова «окружать» (когда имеется в виду отделка какого-либо изделия кружевной каймой), в другом значении этим словом называют узорное ажурное изделие — самостоятельный вид украшения одежды или предметов.

Это европейское искусство, от второй половины XVI столетия дошли до нас многочисленные памятники плетеного кружева, его изображения на портретах, сохранились сколки, сделанные на пергамене в 1577 году. Тогда же появился термин, обозначающий кружево в языках разных стран, которые оспаривают друг у друга право называться родиной кружевоплетения. Вопрос этот так и не решен до сих пор.

История начала кружевоплетения в России достоверно неизвестна. Сохранилось предание, что в 1725 году Петр Первый вывез 30 кружевниц из нидерландской провинции Брабант и разместил их в Москве, в Новодевичьем монастыре. Однако первые письменные упоминания о плетении кружева на Руси указывают более ранние сроки. Запись в летописи «О знаменных делах в царицыной Светлице» от 26 января 1653 года довольно точно описывает процесс плетения кружева и создания сколков — перенесения узоров с помощью иглы. В музейных фондах сохранились образцы прошв для полотенец — «ширинок», датируемые 1670 годом. Есть и множество других свидетельств.

С появлением на Руси европейских кружевниц ремесло это стало очень популярным. Кружевные изделия ценились очень высоко и подробно описывались в описях приданного или наследного имущества. К концу XVIII века выделялись следующие центры кружевоплетения в России: Вологодская, Рязанская и Вятская губернии, города Елец, Балахна, Михайлов и Москва. Эти центры кружевоплетения дали названия видам кружева, отличающегося традициями рисунка, используемых материалов и некоторых различий в техники плетения.

Благодаря первой волне русской эмиграции 1920-е годы в Европе стали пиком популярности стиля «а-ля рюс». Представители русского дворянства привнесли в западную моду искусство вышивания и кружевоплетения. Русские женщины, в том числе из знатных аристократических семей, владели высочайшим уровнем техники рукоделия. В обучение девочек дворянского происхождения обязательно входило обучение рукоделию, многим это помогло выжить в эмиграции. Они создавали изысканные шляпки, плели вологодское кружево, расшивали бисером сумочки и кошельки, шили и вышивали платья с красивыми славянскими орнаментами. Вручную изготавливались и детали убранства интерьеров: подушки, салфетки, драпировки. Все это пользовалось большим спросом у европейской публики. Ведущие парижские дома моды «Поль Пуаре», «Шанель», «Люсиль», «Агнес», «Алис Бернард» начали создавать коллекции с трудно произносимыми для европейцев русскими названиями. Возникают русские модные дома: «ИрФе» (князья Феликс и Ирина Юсуповы), «Китмир» (великая княгиня Мария Павловна), «Итеб» (Бетти Буззард — баронесса Елизавета Гойнинген-Гюне), «Пьер Питоев», «Анна Сергеева» и другие, которые на работу брали исключительно своих соотечественниц. Русские эмигранты — золотошвейки, кружевницы, портнихи, манекенщицы, художники по костюму становятся законодателями моды в Европе почти на два десятилетия, с 1919 по 1939 год. В производстве готового платья во Франции в 1926 году официально было занято 3115 русских, большинство из них — женщины. «Любая уроженка стран Запада должна сделать все возможное, чтобы понять, что же такое “славянский шарм”. Я была очарована русскими. Их вечное “все мое — это твое” просто опьяняет» (Коко Шанель)…


Признанные во всем мире российские фабрики, промыслы и мастера кружевоплетения предоставили организаторам кинофильмы и видео-зарисовки, которые будут ежедневно демонстрироваться в выставочном зале.

В рамках выставки мастерица из Франции русского происхождения, преподаватель школ кружевоплетения в Версале и в Париже Ирина Бараш-Поррэ проведет демонстрацию традиционных российских и европейских видов кружевоплетения на коклюшках и мастер-классы для профессионалов и для начинающих.

Выставка продолжит работу до 26 мая 2023 года.

По материалам сайта Дома русского зарубежья им. Александра Солженицына

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №3/2024

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В Мурманске открылась выставка, посвящённая 85-летию начала советско-финской войны

В Мурманске открылась выставка, посвящённая 85-летию начала советско-финской войны

В Мурманске открылась выставка «Зимняя война», посвящённая 85-летию начала советско-финской войны 1939–1940 годов.

 

Подведены итоги летней археологической экспедиции на памятнике «Гащенка, городище-1»

В Амурской области подвели итоги летней археологической экспедиции на памятнике «Гащенка, городище-1»

В июле-августа 2024 года, к 70-летию Дальневосточной археологической экспедиции, Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области провёл археологическую экспедицию на памятнике «Гащенка, городище-1».

 

Личность Александра Васильевича Колчака обсудили на круглом столе в архиве Омской области

Личность Александра Васильевича Колчака обсудили на круглом столе в архиве Омской области

В Центре изучения Гражданской войны Исторического архива Омской области состоялся круглый стол «Верховный правитель России А.В. Колчак: личность и память».

Прокрутить наверх