Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

Зимний день. 20-я линия Васильевского острова

Выставка, приуроченная к 200-летию со дня рождения П.А. Федотова (1815 – 1852), проходит в Русском музее со 2 октября по 15 января 2016 года.

Павел Андреевич Федотов – великий русский живописец XIX века, основатель критического реализма, чьи картины являются незаменимым источником по истории повседневности «золотого века» отечественной истории.

Экспозиция в Русском музее

Экспозиция уникальна и включает в себя более 100 графических и около 40 живописных произведений из собраний Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, Государственного исторического музея, а также Ивановского областного музея. Дополнят впечатление и позволят полностью погрузиться в обывательскую жизнь середины XIX столетия костюмы, предоставленные для выставки Александринским театром.

Биография Художника

Творческий путь Федотова нельзя назвать прямым. Родился он 4 июля 1815 года в большой и небогатой семье, его отец был титулярным советником, а мать – домохозяйкой. В 11 лет будущий художник был принят в Московский кадетский корпус, и к 1833 году, став лучшим на курсе, окончил его в чине прапорщика лейб-гвардии Финляндского полка, после чего переехал в Петербург. Уже тогда можно было отметить особенность характера Федотова и привычку, выдающую в нем художника, – он любил подолгу бродить по городу, после чего зарисовывал лица, обстановку и детали в тетрадь. По прошествии четырех лет службы Федотов начинает посещать вечерние курсы рисования Академии художеств. Его невероятное терпение, тщательное изучение особенностей человеческого тела, начинают давать плоды. Федотов часто посещает Эрмитаж, его привлекают творения Дау, Остаде, Брауэра, чьи картины были наполнены деталями и раскрывали быт, повседневную жизнь простых обывателей.

Первым успехом молодого художника можно назвать наброски и картины с изображением великого князя Михаила Павловича, которые быстро раскупались и приносили небогатому художнику необходимый доход.

В 1837 году по семейным обстоятельствам художник возвращается в Москву, где и пишет портрет своего отца – «Портрет А.И. Федотова», а также знаменитую в будущем «Прогулку», где запечатлевает себя, своего отца и свою сводную сестру Калашникову.

Портрет А.И. Федотова

Портрет А.И. Федотова


В начале лета того же года Федотов возвращается в Петербург и посещает Красносельский лагерь, где проходит действие сюжета картины «Встреча великого князя». Эта большая акварель, написанная в рекордно короткие сроки (3 месяца), с поразительной точностью содержит детализированные портреты всех участников события.  Сам великий князь Михаил Павлович отметил успех художника, преподнеся последнему в дар перстень в знак уважения.

Нехватка времени для рисования из-за службы приводит к тому, что художник, наконец, делает выбор: завершает военную службу и посвящает себя живописи. Решение это далось Федотову нелегко, так как на тот момент как художник он был неопытен, и даже Брюллов, к которому он обратился за советом, выражал сомнение по поводу возможности наверстать упущенное.

Художник переезжает на Васильевский остров в маленький домик, где живет со своим верным другом Коршуновым, и поступает в Академию художеств. До встречи с Крыловым, Федотов не с большим успехом пытался стать баталистом. Известны многие его незаконченные эскизы «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника», «Казарменная жизнь», «Французские мародеры в русской деревне 1812 г.». Но именно по наставлению Крылова, который, в отличие от большинства, поддержал художника в его желании заниматься жанровой живописью, Федотов бросает Академию и начинает свой самостоятельный путь.

Особенности творчества Федотова

Одна из главных особенностей творчества Федотова – бесконечное внимание к деталям. Каждая его картина, при внимательном обращении к ней зрителя, представляет целый мир, реальную сцену повседневного быта. Картины Федотова – не только произведение искусства, но и прекрасный источник по истории XIX столетия. Не случайно художника называли «Гоголем живописи», на полотнах нет ни одной лишней детали, каждая – дополняет общее впечатление, характеризует ситуацию и персонажа.

С именем Павла Андреевича связано также новшество в технике и подходе к изображению реальности – создание небольших рисунков, эскизов. Человеческие эмоции, слабости, карикатуры, детали, которые Федотов находил вокруг себя, в друзьях и быте – все это переносилось на холст.

Многие картины художника биографичны. Основой для сюжета известного полотна «Вдовушка», становится трагическая судьба сестры художника, у которой после смерти мужа также остались двое маленьких детей и невыплаченные долги.

Выставка картин художника в Русском музее пройдет до 15 января 2015 года

Пожалуй, одной из главных жемчужин выставки Федотова в Русском музее является картина «Сватовство майора», написанная в 1848 году. Это полотно принесло художнику известность, звание академика и ежегодные выплаты в размере 300 рублей «за невиданный ранее мир реального быта».

П.Федотов. Сватовство майора Смотрины в купеческом доме. 18501852. Холст масло

П.Федотов. Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме). 1850–1852. Холст, масло. ГРМ.


Мы можем видеть, как менялось настроение художника, взглянув на то, как менялись сюжеты и цветовое решение его картин. «Анкор, еще анкор!», «Игроки», написанные в 1851 – 1852 годах, созданы в насыщенной, но темной гамме. Сюжет первой, если быть метафоричным, по сути, отражает жизнь самого художника – изредка наполненную яркими моментами, одинокую.

Финал жизни художника нельзя назвать трагически уникальным, история русской культуры не может привести большое количество примеров судеб, окончившихся счастливо. Семья его разорилась, несмотря на все старания художника, несчастливая любовь и нервная жизнь усугубили развитие психической болезни. Уже в начале 1852 года жизнерадостный художник стал замкнут и молчалив, как и его творчество. Теперь картины Федотова были наполнены грустью, а сюжеты – не смехом над пороками, а религиозностью.

Вдовушка

Вдовушка


Павла Андреевича поместили в петербургскую лечебницу для душевнобольных, сам Император приказал ежегодно выплачивать 500 рублей на содержание художника. Но Федотову становилось только хуже, постоянные головные боли, бессонница, замкнутость, прогрессирующее эмоциональное расстройство. В возрасте 37 лет художник ушел из жизни.

Экспозиция, представленная в Русском музее, выстроена таким образом, чтобы возможно было погрузиться не только в сюжет и художественное исполнение Федотова, но и в его жизнь. Судьба художника никогда не была ни «Завтраком аристократа», ни «Свежим кавалером» или «Сватовством майора», она развивалась постепенно. От сюжета полотна «Бивуак лейб-гвардии Гренадерского полка» к картине «Художник, женившийся без приданного в надежде на свой талант», чтобы завершиться «Зимним днем. 20-ой линией Васильевского острова».

Выставка проходит в Корпусе Бенуа Михайловского дворца

П.Федотов. Бивуак лейб гвардии Павловского полка Отдых на походе. 18421843. Бумага на картоне акварель белила лак. ГРМ

П.Федотов. Бивуак лейб гвардии Павловского полка Отдых на походе. 18421843. Бумага на картоне акварель белила лак. ГРМ

 

Ольга Давыдова

 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №3/2024

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

Подведены итоги летней археологической экспедиции на памятнике «Гащенка, городище-1»

В Амурской области подвели итоги летней археологической экспедиции на памятнике «Гащенка, городище-1»

В июле-августа 2024 года, к 70-летию Дальневосточной археологической экспедиции, Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области провёл археологическую экспедицию на памятнике «Гащенка, городище-1».

 

Личность Александра Васильевича Колчака обсудили на круглом столе в архиве Омской области

Личность Александра Васильевича Колчака обсудили на круглом столе в архиве Омской области

В Центре изучения Гражданской войны Исторического архива Омской области состоялся круглый стол «Верховный правитель России А.В. Колчак: личность и память».

 

К 300-летию поэта и мыслителя Востока Махтумкули Фраги в Астрахани прошёл круглый стол

К 300-летию поэта и мыслителя Востока Махтумкули Фраги в Астрахани прошёл круглый стол

В филиале Астраханского государственного объединённого историко-культурного музея-заповедника состоялся круглый стол, приуроченный к 300-летию Махтумкули Фраги.

Прокрутить наверх