Тот, кто в последние годы посещал столицу Татарстана, наверняка встретился с таким любопытным явлением, как тугра (от османского слова tuğra) – красочная композиция с декоративным написанием имени собственного, построенным по определенным законам с помощью букв арабского алфавита.
Сегодня тугра на магните почти с любым именем – популярный сувенир, который продаётся в магазинах Казани. Долгая история этого символа хорошо иллюстрирует адаптацию древних знаков власти современной популярной культурой и опосредованно – современной властью. Собственные тугры созданы художниками для Владимира Путина, Дмитрия Медведева, Рустама Минниханова… Сегодня возрождение традиции изготовления тугр – уникальный случай реставрации древней тюркской властной символики. Мало кто знает, что свои тугры имелись у некоторых русских царей, а у Петра I их было несколько… Но обо всем по порядку.
Тугры - османский символ российских царей и императоров
Древнее тюркское слово тугра обозначало знак правителя. В 70-е годы XI века караханидский учёный Махмуд Кашгарский составил на арабском языке свой знаменитый «Свод тюркских слов», в котором упомянул и слово туграк с таким пояснением: «печать царя и подпись (монограмма) его. Огузское [слово]. Тюрки его не знают, и я не знаю его корень»1Махмуд ал-Кашгари. Диван лугат ат-турк (Свод тюркских слов): В 3-х томах. М., 2010. Т. 1. С. 374.. Использование тугры в официальной канцелярии относится к сельджукской эпохе и связывается с султаном Тогрулом. Происхождение этого знака до конца не выяснено: это было стилизованное изображение лука и стрелы (или лука и булавы). В основе, вероятнее всего, лежал знак собственности – тамга рода сельджук2Тишин В. В. К вопросу о происхождении тугры сельджукских султанов // Transcaucasica. Южный Кавказ: история, религия, общество. М., 2016. Вып. 3. С. 175–188.
Османские падишахи заимствуют тугру у сельджуков и начинают использовать её в собственной канцелярии. Отныне для каждого представителя династии при восшествии на престол создается личная тугра. Ею отмечаются султанские указы, штандарты, оружие, строительные надписи, маркируются драгоценные металлы. (1)
1.Тугра османского падишаха Орхана I Гази. 1326 год. Надпись: «Орхан ибн Усман» |
С начала XVIII века в Османской империи, помимо султанских тугр, начинают создаваться каллиграфические композиции в форме тугры, которые содержат имена Пророка Мухаммада и четырех праведных халифов, а также тексты хадисов3Keskiner Ph.B. Sultan Ahmed III’s Hadith-Tughra: Uniting the Word of the Prophet and the Imperial Monogram // İstanbul Araştırmaları Yıllığı. No. 2, 2013. или же басмалы (арабской формулы «бисмилляхиррахманиррахим» – «Во имя Бога, милостивого, милосердного»).
В 1475 году под протекторатом Османской империи оказалось Крымское ханство. Многие будущие крымские ханы получали воспитание в столице империи. Блеск османского двора, пышные символы могущества падишахов не могли не повлиять на крымских ханов – они выстраивали новый образ собственной власти, соединяя в нём золотоордынские и османские черты. Тугра стала одним из ярких символов, который пришелся в Крыму по вкусу. Ею украшали ханские документы – ярлыки и дипломатические послания. Первая крымская тугра появляется у хана Сахиб-Гирея (1532–1551), который, по всей вероятности, заимствовал её у османских падишахов. Вплоть до 1783 года тугра – непременный атрибут власти крымских ханов. (2)
2. Тугра крымского хана Сахиб-Гирея. 1549 год. Надпись: «Абу-л-Фетх ал-Гази Сахиб-Гирей хан. Слово мое…» (Ярлык хана Сахиб-Гирея ТиляуБирди, 15 июля 1549 года; Государственный архив Республики Крым, ф.49, оп.1, ед. хр. 6462, л. 37а) |
Тугру крымским ханам изготавливали в Стамбуле и вручали вновь назначенному претенденту на престол. Традиция её применения утвердилась не сразу. На первых порах у преемников Сахиб-Гирея мы видим, как колеблются очертания ханской тугры, но вскоре она стала легко узнаваемым и непременным атрибутом крымской канцелярии. (3)
3. Тугра крымского хана Мехмед-Гирея. 1578 год. Надпись: «Мехмед-Гирей хан. Слово мое…» (Ярлык хана Мехмед-Гирея Малик-паша-оглану, 1578 год; Государственный архив Республики Крым, ф.49, оп.1, ед. хр. 6449, л. 8) |
В Москве с османской тугрой познакомились еще в 1498 году, когда Михаил Плещеев привёз османские грамоты падишаха Баязида. В переводе некоего «шемахинского муллы» текст тугры читался так: «Великоименитой хумаюн птица Баезид султан Мухаммедевич»4 Сборник Русского исторического общества. Памятники дипломатических сношений Древней России с державами иностранными. Памятники дипломатических сношений Московского государства с Крымскою и Нагайскою Ордами и с Турцией. Т.I. СПб.,1884. С.244.. До начала XVII века в Москве не возникало попыток создать в собственной канцелярии подобие османской или крымской тугры. Однако с воцарением первого царя новой династии, Михаила Федоровича Романова, для него создали первую «романовскую» тугру.
Любопытно, что примерно в то же время тугры (вернее, псевдотугры) появляются и на православной периферии османского мира – в Валахии. Молдавский господарь Стефан IX Томша (1611– 1615, 1621–1623), посаженный на престол османами, в своей канцелярии явно следовал турецким обычаям и использовал кириллическую псевдотугру.
Напомним: Европа и Московская Русь были тогда охвачены своеобразным «туркофильством», что выражалось в преклонении перед своеобразно понятым политическим строем османов. В Москве эти идеи получили развитие в сочинениях «Ивашки» Пересветова (возможно, самого Ивана Грозного). Именно у него турецкий «царь Магмет-салтан турской… дал суд во все царство». Магмет говорит «сеитам своим и молнам, и пашам, и абызам: «Се есми праведен суд в царство се ввел…»». Именно в сочинениях Ивана Пересветова перед «правдой» рушатся конфессиональные различия: «Бог не веру любит, правду». Это «туркофильство» не только коснулось политической мысли, но и сказалось в заимствовании османской моды и обычаев европейскими соседями османов5 Егоров Д. Идея «турецкой реформации» в XVI в. // Русская мысль. 1907, № 7; Крымский А. Е. История Турции и ее литературы от расцвета до начала упадка. М., 1910. Приложение. О «туркофильстве» Европы и Московской Руси XVI века. . Именно через османское посредство тугры появляются у крымских ханов (может быть, даже и в Казани?), а вслед за ними – у молдавских господарей и русских царей.
Символ власти оказался востребован в Московском государстве как элемент, связывавший правящий дом Романовых с золотоордынским миром (прежде всего в дипломатической переписке). К изобретению царской тугры привело не просто желание подражать падишахам Стамбула и ханам Бахчисарая. Основной причиной было ведение Московским государством длительной, обширной переписки с Крымским ханством, Османской империей и другими исламскими странами, где были знакомы с тугрой – знаком власти. Московские цари в своих устремлениях хотели быть равными крымским ханам-чингизидам и для этого использовали символы власти, понятные в исламском мире. «Когда это произошло, сказать трудно; первая из сохранившихся российских тугр относится к 1620 г., к времени царствования Михаила Федоровича»6 Фаиз Сагит. Тугра и вселенная. Москва–Бахчисарай: Древлехранилище, 2002. С.27. Московские грамоты с царской тугрой направлялись в Иран и Индию, Крымское ханство, в Хиву и Бухару. В Османскую империю послания с туграми не отправлялись. Они писались на русском языке – московские приказные деятели, возможно, не желали путать символику двух разных традиций. Но есть и другой аргумент: в Москве не хотели раздражать Стамбул, создавая повод для обвинений в присвоении атрибута власти падишаха и халифа.
Первые российские тугры были опубликованы более полувека назад, однако публикаторы считали их зашифрованными вариантами басмалы, что, конечно, для православных государей было весьма нелогично77 См.: Русско-индийские отношения в XVII в. Сборник документов. М., 1958. С. 207, 363; Русско-монгольские отношения 1607–1636 гг. Сборник документов. М., 1959. С.93.. (4)
4. Тугра царя Михаила Федоровича Романова. 1620 год. (Мохаббат-наме царя Михаила Федоровича; РГАДА, ф.123, оп. 4, ед. хр. 34) |
В действительности все российские тугры XVII столетия безымянны: они включали только богословскую формулу на арабском языке – «Милостью Владыки миров». (5)
5. Тугра царя Алексея Михайловича. 1675 год. (Грамота царя Алексея Михайловича падишаху Аурангзебу с предложением об установлении дипломатических отношений между Россией и Индией, 28 февраля 1675 года; РГАДА, ф. Посольский приказ. Сношения с Индией, 1675 г., д. 1) |
До конца XVII века нам известны тугры Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и тугра, украшавшая послания царевичей Иоанна и Петра Алексеевичей (1695 год). (6, 7)
6. Тугра царей Петра и Ивана Алексеевичей. 1695 год. (Мохаббат-наме, Российский государственный архив древних актов, ф.134, оп. 2, ед. хр. 46) |
7. Тугра царей Петра и Ивана Алексеевичей. 1695 год. (Проезжая грамота, выданная русскому купцу Семёну Маленькому на проезд в Индию, Персию, Балх, Бухару и Хиву, 10 июня 1695 года; РГАДА, ф. Посольский приказ. Сношения с Индией, 1695 год, д. 1) |
Кто был исполнителем царских тугр? Работа по составлению и переписке дипломатической документации велась в Посольском приказе, созданном в середине XVI века. Там работали мастеракаллиграфы, выполнявшие тонкую работу по декоративному оформлению царских посланий. Начальные слова грамот, направлявшихся в Крым, поначалу писали переводчики татарского языка, но в 1646–1647 годах эту работу поручили золотописцу Григорию Антонову Благушину (1646–1683)8Золотописцы в Посольском приказе оформляли красками, золотом и серебром дипломы и грамоты, которые отсылались за рубеж с посольствами. См.: Беляков А. В. Служащие Посольского приказа 1645–1682 гг. СПб., 2017. С. 168,166.. Мы не знаем, кто оформлял грамоту с тугрой Михаила Федоровича 1620 года Алтынхану. В грамоте с тугрой Алексея Михайловича падишаху Ауренгзебу 1675 года также не упомянуто, кто её писал.
«Пётр I у стен Дербента, 1722 год» Художники Мурад и Мухтар Камбулатовы |
Но в одном случае мы всё же можем установить, кто был исполнителем тугры. 10 июня 1695 года была составлена проезжая грамота, выданная русскому купцу Семёну Маленькому на проезд в Индию, Персию, Балх, Бухару и Хиву9РГАДА, ф. Посольский приказ. Сношения с Индией, 1695 г., д. 1.. На ней есть помета: «Такова великих государей грамота проезжая писана татарским письмом. Лапа и государево именование по «московского» писано золотом, а шаховы и хановы по «салтанов» писано золотом же, а дело чернили. Писал переводчик Кадралей Сакаев, запечатана в лице государственною большою печатью под кустодиею с фигуры»10Русско-индийские отношения в XVII в. Сборник документов. М.,1958. С.363.. Кадралей Уразметьев Сакаев, как и его брат Кучукай, о котором нам известно больше, происходил из кадомских татар и служил во второй половине XVII века в Посольском приказе переводчиком11Беляков А. В. Служащие Посольского приказа 1645–1682 гг. СПб., 2017. С.328, 100. (7)
Вскоре российская царская и императорская тугра обрела имя своего обладателя. Это произошло в эпоху Петра I. Мы знаем две тугры Петра. Обе встречаются на одном документе – манифесте, опубликованном в Астрахани 15 июля 1722 года во время так называемого персидского похода. Императору необходимо было обосновать законность пребывания русских войск в шахских пределах. «С этой целью Петр I издает специальный указ – манифест, в котором объясняет свои действия как наказание взбунтовавшихся подданных «нашего большого друга и давнего приятеля соседа … высокостепенного» шаха, также за грабежи ими русских купцов в Шемахе»12Россиядә беренче төрки-татар басмасы. Петр I нең 1722 елгы манифесты / Первое тюрко-татарское печатное издание в России. Манифест Петра I 1722 года / Th e First Turkic-Tatar printed publication in Russia. Manifesto of Peter I of 1722. Казан, 2010. С.23.. Манифест был напечатан на трех языках – татарском, турецком и персидском. Турецкая печатная версия этого документа дошла до нас всего в трех экземплярах (в собраниях РГАДА, ИВР РАН и Берлинской библиотеки13Подробнее см.: Жуков К. А. Восточная титулатура Петра I в Астраханском манифесте от 15 июля 1722 г. // Тюркологический сборник 2011–2012. Политическая и этнокультурная история тюркских народов и государств. М., 2013. С.138–150.), почти идентичных. Отличаются они лишь вариантами изображениями тугры и её титулатуры: один предназначался, видимо, для персоязычных читателей, другой был выполнен на арабском языке. (8, 9)
8. Тугра Петра I (экземпляр РГАДА). Надпись на арабском: «Петр Великий сын Алексеевич, султан двух Северов и хакан двух морей» |
9. Тугра Петра I (экземпляр РГАДА) Надпись на персидском: «Петр Первый сын Алексея, падишах Руси» |
Логично было бы ожидать появления тугры у императрицы Екатерины II, при которой Крым стал частью Российской империи, однако образцы нам неизвестны. Что было тому причиной, мы не знаем: возможно, отсутствие традиции в тюркском мире иметь тугры у женщин-правительниц. Пышная и многословная титулатура императрицы на турецком языке нам хорошо известна, например, по крымскому тексту ратификационной грамоты Карасубазарского трактата 1772 года, но документов с екатерининской тугрой как будто бы нет… Однако у внука Екатерины тугра была. И связано её появление было именно с Крымом. В самом Крыму тугра была у последнего хана Шахин-Гирея. После него традиция изготовления тугр у потомков ханов замирает, но уже в российском Крыму символ продолжал жить. (10)
10. Тугра последнего крымского хана Шахин-Гирея. 1781 год. (Государственный архив Республики Крым) |
В 1828 году в Бахчисарае в соответствии с исламскими обычаями на территории дворца был сооружён фонтан в память об Александре I и его посещениях города в 1818 и 1825 годах. Архитектор сооружения неизвестен, хотя есть предположение, что им стал назначенный М. С. Воронцовым Ф. Ф. Эльсон. Тугра императора Александра I была установлена на фонтане непосредственно в момент строительства в 1828 году. Она отчетливо видна на нескольких фотографиях и почтовых открытках начала XX века14См.: Бахчисарай на старинных открытках. Каталог выставки. Бахчисарай, 17 октября – 17 ноября 2012 г. Бахчисарай, 2012. . Судя по всему, это единственная сохранившаяся тугра императора Александра. До него только русские цари XVII века, а потом и император Пётр имели тугры. Кроме того, была известна и тугра брата Александра I, Николая I. Она сохранилась в нескольких копиях среди документов крымской губернской канцелярии конца 1820-х – 1830-х годов и выполнялась литографическим способом на бумаге.
Тугра Александра I была, во-первых, именной российской тугрой, которая содержала имя монарха (тугры русских царей XVII века были безымянны и передавали лишь арабскую формулу «Милостью Владыки миров»). Только у Петра I в тугре появляется его имя. Во-вторых, совершенно очевидно, что тугра Николая I стилистически и текстуально (за исключением только имени императора) повторяла тугру Александра I и фактически была её разновидностью. (11)
11. Тугра императора Александра I. 1828 год. (Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник) Текст и перевод надписи: «Александр Павлович, император России, всегда побеждающий» |
Сравнив александровскую тугру с современными ей османскими, мы увидим, что именно они были образцами для её создания. (12)
12. Тугра императора Николая I. 1830 год. Литографированный бланк «открытого предписания» – подорожной, выданной статскому советнику Сгущеву. Симферополь, 17 июня 1830 года; Архив РАН, ф.1532, оп.1, ед. хр. 381. |
Тугры преемников Николая I мне неизвестны, однако обаяние этого османско-крымского символа сохранялось. Во второй половине XIX века композиции, похожие на тугры, создаются и для других членов императорской фамилии. Тугрообразные композиции вновь становятся непременной частью образа российского Крыма, часто намеренно «ориентализированного» под европейским влиянием15См. об этом явлении подробнее: Ориентализм. Турецкий стиль в России. 1760–1840-е. М., 2017. . В конце XIX века тугрообразную композицию изготовили для Марии Александровны – супруги Александра II, матери Александра III. Эту «тугру» можно и сейчас увидеть в Ливадии на фонтане, который был воздвигнут в 1864 году по её приказу в честь приезда 25 августа 1861 года в приобретенное имение.
Президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов вручает Президенту Российской Федерации В.В. Путину именную тугру, изготовленную художником Р. Насыбулловым. 2018 год. Фото муфтия Республики Татарстан Камиля хазрат Самигуллина |
Древний символ, происхождение которого связано с кочевой тюркской средой Евразии, обрел впоследствие новую жизнь. Из сельджукского знака собственности он превратился сначала в османский символ власти. Военная и политическая мощь Османской империи и эстетическое обаяние её атрибутов были столь притягательны, что тугру в XVI веке заимствуют соседи турок – крымские ханы и московские государи, а затем и российские императоры. После развала Османской империи политическое значение тугры утрачивается. Но вскоре тугра возвращается в массовую культуру как часть образа ушедшего прошлого, которое продолжает говорить с нами на своеобразном языке политической каллиграфии.
Илья Зайцев,
член правления фонда «История Отечества»,
доктор исторических наук, профессор РАН,
заместитель генерального директора Государственного музея Востока
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School