Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

07_ii_31827986192856981625081.jpg

Выставка организована в рамках партнёрского проекта с Государственным музеем А. С. Пушкина и приурочена к 225‐летию со дня рождения талантливого рисовальщика, акварелиста, живописца, гравера и литографа Карла Карловича Гампельна (1794 – не ранее 1880).

Биография К. К. Гампельна изобилует интересными событиями и фактами, которые, к сожалению, не всегда находят подтверждение в документах. Точно известно, что будущий художник появился на свет в 1794 году в Москве и от рождения был глухим. В возрасте шестнадцати лет он был отправлен в Вену, где находился в специальном училище при Императорской Академии изящных искусств (1810–1816). Под руководством известного художника В. Г. Кинингера обучался гравированию. В 1814 году, во время Венского конгресса, получил от императора Александра I тысячу пятьсот гульденов с дозволением продолжить обучение в Академии изящных искусств ещё один год. В 1817 году удостоен от Академии степени "второго художника по гравировальному искусству", а год спустя награжден золотой медалью "за успехи по гравировальному и прочим изящным искусствам". Параллельно с обучением занимался преподавательской деятельностью, о чём имел особое свидетельство.

В 1817 году К. К. Гампельн возвратился в Россию полностью сложившимся художником и педагогом. В Санкт‐Петербурге пользовался покровительством императрицы Елизаветы Алексеевны и президента Императорской Академии художеств А. Н. Оленина. Преподавал рисование и гравирование в Училище для глухонемых (1817–1821). В 1826 году, вероятно, из‐за суда и следствия по делу декабристов, вынужден был переехать в Москву. В 1827 году он был определен художником в мастерскую команду при Московской военно‐рабочей бригаде. В 1838 году К. К. Гампельн просил московское Дворянское депутатское собрание о внесении его фамилии в дворянскую родословную книгу, но получил отказ. Дальнейшая судьба художника неизвестна. Скончался он, вероятно, в Москве, не ранее 1880 года, всеми покинутый и забытый.

Почти все свои работы К. К. Гампельн подписывал по‐французски Hampeln Sourd‐muet, реже по‐русски Гампельнъ глухо‐немой, иногда даже ограничиваясь монограммой СН, но неизменно прибавляя Sourd‐muet. Выдающийся историк искусства барон Н. Н. Врангель предположил, что художник "очень гордился" своей неординарностью, выделявшей его среди мастеров первой половины XIX века. Так ли это или не так, но именно оригинальная подпись К. К. Гампельна стала визитной карточкой художника.

Представленная в собрании Исторического музея значительная коллекция работ К. К. Гампельна позволяет показать художника во всём многообразии его творчества. В экспозиции можно видеть карандашные и акварельные портреты, созданные в 1820–1830‐е годы, знаменитую гравированную панораму "Гулянье в Екатерингофе 1 мая" (1824–1825), чрезвычайно редкую литографированную серию портретов представителей персидского посольства во главе с принцем Хосров‐мирзой (1829), а также уникальную для творчества художника акварель "Закладка Москворецкого моста" (1830).

Отдельный зал посвящён серии малоизвестных жанровых акварелей К. К. Гампельна, происходящих из собрания известного московского коллекционера А. П. Бахрушина. Работы, зачастую шаржированные, представляют собой сцены из жизни дворян и молодых офицеров, сюжеты из быта помещиков и крестьян, типы городских обывателей, торговцев, разносчиков, эпизоды разных военных кампаний. Все эти рисунки относятся к началу 1850‐х годов, позднему периоду творчества художника, который почти не представлен в российских музеях.

На выставке показано около 65 произведений художника К. К. Гампельна из фондов Исторического музея. Большинство работ экспонируется впервые.

Размещенные на экспозиции планшеты с переводом на русский жестовый язык текстовых сопровождений выставки сделают её доступной для глухих и слабослышащих посетителей, что позволит подчеркнуть значение деятельности К. К. Гампельна для сообщества глухих как в XIX столетии, так и в настоящее время.

Выставка продлится до 13 мая 2019 года.

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №1/2024

ЗАПИСЬ НА ЭКСКУРСИЮ

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В Донецком краеведческом музее состоялась конференция «Донецкая Народная Республика — путь домой»

В Донецком краеведческом музее состоялась конференция «Донецкая Народная Республика — путь домой»

2 мая 2024 года в Донецком республиканском краеведческом музее состоялась научно-практическая конференция «Донецкая Народная Республика — путь домой», посвящённая 10-летию Донецкой Народной Республики.

 

В Тюмени состоялся интеллектуальный турнир по истории Великой Отечественной войны

В Тюмени состоялся интеллектуальный турнир по истории Великой Отечественной войны

4 мая 2024 года, в преддверии Дня Победы, Тюменское региональное отделение Российского исторического общества и Молодёжный клуб при Тюменском региональном отделении РИО совместно с Институтом социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета провели интеллектуальный турнир по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов среди студенческих команд вузов города Тюмени.

 

Международный форум «За мир без нацизма» в Уфе объединил более 1000 участников

Международный форум «За мир без нацизма» в Уфе объединил более 1000 участников

Более 1000 участников, рассекреченные материалы уголовных дел пособников нацистов из Башкирии, выставки, посвящённые Великой Отечественной войне и СВО, экспозиции артефактов из Авдеевки и Бахмута, воспоминания о страшных событиях военных лет и дань уважения героям.

Прокрутить наверх