Ровно 150 лет назад император Александр II подписал указ о создании Исторического музея. Но у истоков концепции музея стояли знаменитые московские историки и коллекционеры, прежде всего - граф Алексей Сергеевич Уваров, историк Иван Егорович Забелин.
Музей создавался, как мы сейчас сказали бы, методом краудфандинга. Ему жертвовали средства (в том числе члены императорской фамилии), коллекции, силы, труды десятки, если не сотни людей. Фактически это был один из первых музеев, создававшийся как проект общей памяти народа.
О том, как встречает свой юбилей Исторический музей, рассказывает его директор Алексей Константинович Левыкин.
Музеи, как и все мы, прожили два трудных года. Третий год пандемии для ГИМа оказался юбилейным. Пандемия скорректировала планы?
Отчасти. Несколько раз переносились сроки выставки шедевров Дюрера из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии. Мы меняли сроки открытия выставки из Эрмитажа. Некоторые выставочные проекты открывали онлайн, как проект, посвященный 150-летию Ленина, в ноябре 2020 года.
Наш день рождения - 9 февраля. В этот день мы собирались объявить бесплатный вход в музей… Но обнаружив, что оказались на очередном пике пандемии, приняли сложное для музея решение - перенести юбилейные мероприятия на вторую половину года.
Все музеи говорят о том, что во время пандемии значительно снизилось количество посетителей. Исторический музей не исключение?
В первый год пандемии, на который пришлось полугодовое закрытие музея, мы потеряли больше половины посетителей. Закрылись границы, сократился поток иностранных туристов - это примерно 25 процентов посетителей музея. В 2021 году посетителей стало больше, в том числе благодаря успешным выставкам, но все же это далеко от показателей посещаемости допандемийного уровня. Мы планировали, что к нам придет около миллиона человек в 2021 году. Пришли более 650 тысяч посетителей. Когда в музеях был введен вход по QR-кодам, это тоже сказалось на падении посещаемости.
У вас же были зрелищные проекты: выставка придворного костюма из Эрмитажа, выставка Дюрера…
Да, выставки были очень успешные - в общей сложности их посетили около 200 тысяч человек. Но мы вынуждены были ограничивать количество посетителей, единовременно находящихся на экспозициях. Выставку «Викинги» посмотрели более 35 тысяч человек, но мы ожидали большего потока зрителей. По статистике, больше всего посетителей во всем мире принимают художественные музеи. На втором месте по посещаемости в мире - археологические выставки. Но для нашей страны это правило, к сожалению, не работает.
Можно говорить, что пандемия чему-то научила?
Как и любая жизненная ситуация, период пандемии дал нам определенный опыт, научил нас новым подходам в работе. Стараясь сохранить контакт с аудиторией, мы быстро сконцентрировались на работе в онлайне, стали активнее развивать наши интернет-ресурсы и существенно расширили нашу аудиторию. В том числе смогли "дотянуться" до новой аудитории, которая не очень интересуется классическими музеями или историей.
Вы хотите сказать, что компьютерные "гики", живущие в интернете, придут в музей?
А почему нет? Это образованные любознательные люди. Музейная онлайн-программа может быть очень интересной, познавательной, красивой, но вы не можете почувствовать аромат цветка через экран. Обаяние подлинника несравнимо с самой совершенной копией.
Все-таки, кто сегодня основной посетитель ГИМа, с точки зрения социологии?
В основном это семейная аудитория, родители 30-45 лет с детьми. Конечно, школьники и люди старшего возраста часто посещают наши выставки.
Представление об историческом знании постоянно меняется. Меняется ли представление о задачах музея?
Задача у нас неизменна - хранить, изучать и популяризировать национальное культурное и историческое наследие. А подходы к интерпретации прошлого могут быть различные. Если говорить об Историческом музее, то мы храним собрания, представляющие историю цивилизаций на территории нашей страны более чем за 5000 лет. Поэтому наши проекты могут быть посвящены археологическим эпохам (примером тому - межмузейный проект "Железный век. Европа без границ"), сюжетам повседневности или судьбам отдельных людей.
Как менялся музей на протяжении двух веков? И что осталось неизменным?
Иван Егорович Забелин, стоявший у истоков музея, всегда подчеркивал, что Исторический музей не для времяпровождения, это музей для утверждения русского сознания и развития русского самопонимания. Сегодня я бы сказал - российского сознания и самопонимания.
Музей, который создавался в XIX столетии людьми с определенным миропониманием, никак не корреспондировался с теми задачами, которые ставила советская власть. Менялись экспозиции, внутреннее убранство музея, но неизменным оставалось отношение к сохранению и приумножению исторических реликвий для будущих поколений.
Годы Великой Отечественной войны - отдельная веха в истории нашего музея. Весь период войны музей не закрывался для посетителей, за исключением семи дней, когда экспозицию приводили в порядок после налета фашистской авиации на Москву. Сотрудники музея уходили добровольцами на фронт, спасали коллекции в эвакуации, оставшиеся - готовили выставки и буквально по следам боев собирали ценные свидетельства героических подвигов советских людей и страшных преступлений фашистов.
С момента своего открытия и по сей день Исторический музей, перефразируя слова Забелина, нужен для того, чтобы развивать самосознание народа, чтобы люди почувствовали себя гражданами своей страны, а не населением.
Когда-то вдова Достоевского Анна Григорьевна передала в Исторический музей рукописи, заметки, фотографии - почти 5000 единиц хранения, выражаясь языком музейщиков. Сегодня вы ее отправили бы в Литмузей или Музей современной истории России.
Кстати, наши коллеги из Литературного музея имени В.И. Даля всегда рады заметить…
…Что они тоже вышли из "шинели" ГИМа.
И не только они. Можно вспомнить историю создания московский Музея А.С. Пушкина на Пречистенке, и Музея Востока, и Музея-заповедника Коломенское… Так что ГИМ сыграл выдающуюся роль в музейном строительстве, и он по-прежнему остается методическим центром для краеведческих и исторических музеев России.
Исторический музей нужен, чтобы развивать самосознание народа, чтобы люди почувствовали себя гражданами, а не населением.
Размножение почкованием?
Скорее становление институций, которые опираются на развитие Исторического музея. И это развитие продолжается. В 2020 году, например, открыт филиал ГИМа в Туле. Мы ведем работу над созданием музея российского казачества. Сейчас мы начали создавать экспозиционный центр близ Новодевичьего монастыря.
Как пополняются фонды Исторического музея сегодня?
Начну с археологических экспедиций - у нас их более десяти. Скажем, на выставке "Викинги" почти 90 процентов экспонатов составляли находки из Гнёздово, где в течение многих лет работают наши археологи. Помимо Гнёздово наши экспедиции работают в Ростовской области, на Северном Кавказе, в центральной России.
В основе собраний Исторического музея - дары московских коллекционеров.
Когда речь о дарах, я сразу вспоминаю Петра Ивановича Щукина. Когда он подарил свое собрание Историческому музею, оно в несколько раз превосходило коллекцию самого музея.
Он завещал музею еще и здание, где хранилось собрание.
Да, но, к сожалению, воля Щукина была нарушена. Сейчас в этом здании находится музей имени К.А. Тимирязева.
Продолжая разговор о пополнении коллекций, не могу не упомянуть о прямых закупках предметов для музейного фонда, которые возможны благодаря средствам, которые выделяет Министерство культуры РФ, а также наши партнеры и спонсоры. С 1 марта в основной экспозиции музея можно будет увидеть более 200 знаковых вещей, пополнивших наше собрание за последние годы.
Поступают ли в ГИМ вещи и документы, связанные с управлением государством сегодня?
Очень важный вопрос. Во времена СССР музеи активно пополнялись подарками, которые вручались руководителям страны, официальным делегациям. Благодаря этим дарам, переданным в музеи, можно представить всю дипломатическую историю страны. Сегодня, к сожалению, такой практики нет. Кстати, даже передача в Исторический музей Красного знамени, которое было снято со здания Верховного Совета после распада Советского Союза, состоялась по инициативе нашего музея.
Нам хотелось бы более внимательного отношения органов государственной власти к пополнению музейного фонда значимыми современными документами или предметами. Пройдет 50 лет, 100 лет - возникнет проблема, какими экспонатами представлять современный нам период истории.
Хотелось бы, чтобы передача в музей документов, предметов, связанных с управлением государством, с его историей, определялась на законодательном уровне.
Для Исторического музея строительство фондохранилища - вопрос жизни и смерти. Для коллекций нужно около 100 тысяч кв.м полезной площади.
Недавно закончено проектирование комплекса фондохранилищ в Коммунарке, где разместятся собрания Третьяковской галереи, Исторического музея, Музея Победы, РОСИЗО. Музей принимает участие в решении, как должно быть оборудовано фондохранилище?
Да. Вопрос о фондохранилище - один из главных вопросов музейного строительства. У нас, наверное, только Государственный Эрмитаж располагает новыми, хорошо обустроенными фондохранилищем и реставрационными мастерскими. Для Исторического музея строительство фондохранилища - это вопрос жизни и смерти. Почти 99 процентов нашей коллекции, которая насчитывает порядка пяти миллионов экспонатов, хранятся в зданиях вблизи Красной площади. Как следствие, возникает вопрос, как расширять выставочные пространства, помещения для работы с детьми, лектории…
С другой стороны, если фондохранилища на окраине, а музей в центре, то логистика и подготовка выставок становится поистине золотой.
Действительно, от нас Коммунарка неблизко. Когда мы принимали предложение участвовать в этом проекте, то решили, что в Коммунарку отправятся в первую очередь коллекции, которые требуют особых условий хранения или не остро востребованы, с точки зрения экспозиционной деятельности. Но Коммунарка не решит все наши проблемы. Для размещения коллекций нам нужно около 100 тыс. кв.м полезной площади.
5 млн экспонатов насчитывает собрание Исторического музея
А какая ситуация с музейным кварталом в районе Никольской улицы, проект которого должен был быть принят в 2021 году?
Он еще в разработке. Кроме Коммунарки и музейного квартала на Никольской у нас есть еще один резерв - Измайловский остров. Там тоже возможно создание новых пространств для хранения нашего собрания.
Источник: https://rg.ru
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School