Около 2,5 тысяч квадратных метров могильника финно-угорского племени мурома исследовали археологи НГИАМЗ и ИА РАН. В пределах изученного участка было зафиксировано 61 новое погребение.
Исследования полевого сезона 2025 года совместной археологической экспедиции Нижегородского музея-заповедника и Института археологии РАН под эгидой Российского исторического общества стали самыми масштабными и результативными за всё время изучения памятника финно-угорского племени мурома. За месяц работы экспедиции исследованная площадь могильника была увеличена более чем в два раза и достигла 2,5 тысяч квадратных метров. В пределах изученного участка было зафиксировано 61 новое погребение. Исходя из состава сопутствующего погребального инвентаря и размера могильных ям, 27 погребений относятся к мужским, 10 – к женским и 17 – к детским. Впервые на могильнике были раскопаны захоронения коней, что является характерной чертой культуры муромы в отличие от других финно-угорских народов. Учитывая работы нынешнего сезона, количество исследованных погребений второго Звягинского могильника достигло 90 единиц.
«Значительное увеличение площади исследования по сравнению с полевыми работами предшествующих лет позволило с одной стороны уберечь сохранившиеся погребения могильника от систематического разрушения чёрными копателями, а с другой – получить панораму развития погребального комплекса на протяжении четырёх столетий с VIII до XI века включительно»,
- сообщил генеральный директор НГИАМЗ, сопредседатель нижегородского отделения РИО Юрий Филиппов.
Изучение могильника осуществляется совместной экспедицией Нижегородского музея-заповедника и Института археологии РАН на протяжении четырёх лет. Большой научный потенциал нового памятника археологии способствует вовлечению в исследовательский процесс широкого круга специалистов: антропологов, палеозоологов, палинологов и почвоведов. В составе экспедиции также работают реставраторы, благодаря которым удаётся проводить оперативную консервацию извлеченных из грунта артефактов и транспортировать их в стационарную лабораторию. Процесс реставрации в лаборатории будет сопровождаться изучением артефактов с привлечением специалистов по тканям, коже, древесине и металлу.
|
Наиболее ранние погребения, датирующиеся VIII-IX веками, тяготеют к обрывистому берегу р. Оки и образуют несколько рядов. Они ориентированы в северо-западном направлении и расположены на небольшом удалении друг от друга. Здесь особым богатством убора выделяются два женских погребения с литейными принадлежностями. О занятиях погребённых говорят обнаруженные в захоронениях инструменты: керамические льячки – ёмкости для разлива расплавленного металла – и литейные формочки, предназначенные для отливки бисера. Костюм включал в себя сложный головной убор, состоящий из двух жгутов, расположенных над головой в виде нимба, налобных венчиков и проволочных колец, закреплённых в области висков. На груди располагалась тонкой работы круглая ажурная застежка с привесками в виде утиных лапок. Поясной набор состоял из ажурной пряжки с лапчатыми привесками, ажурной пластины с такими же привесками и бокового ремня – широкой кожаной ленты, украшенной прямоугольными пластинчатыми обоймами, которая петлёй спускалась с талии до середины голени и фиксировалась за поясницей. В области поясницы находилось наспинное украшение, завершающееся ажурными пластинами с пирамидальными привесками. Ноги стягивали оборы из кожаных лент с пластинчатыми обоймицами, кожаная обувь была украшена спиральными пронизками и подвесками.
|
Обилие бронзы способствовало сохранению крупных фрагментов тканей и кожаных элементов, которые позволят реконструировать костюм. Подобные захоронения в пределах могильника исследованы впервые и после завершения реставрации займут центральное место в экспозиции музея.
На участке ранних захоронений было исследовано четыре конских погребения. Каждое из них совершено в могильной яме подпрямоугольной формы с небольшой ступенькой, на которую укладывалась голова животного. Лошади были взнузданы, о чем свидетельствуют находки удил, стремян и элементов упряжи.
Погребения X-XI веков расположены южнее и отличаются преобладанием северной ориентировки, меньшей плотностью расположения и пропорциями могильных ям, которые становятся шире. Но ещё более разительно меняется состав украшений костюма. Практически исчезают традиционно муромские детали костюма и появляются вещи, характерные для древнерусской культуры: бусинные височные кольца, крестопрорезные бубенчики, монетовидные привески, пластинчатые перстни, плетеные браслеты и пр. Состав погребальных комплексов демонстрирует постепенное вовлечение финно-угорских племен в зону влияния древнерусского населения. Если в погребениях начала X века инокультурные для муромы вещи включаются в состав женского костюма дополняя его, то в погребениях первой половины XI века они уже доминируют, вытесняя традиционные украшения. Так постепенно проволочные височные кольца муромского типа утрачивают свою изначальную функцию – переделываются в браслеты и становятся украшением рук. Практически все мужские захоронения сопровождаются предметами вооружения, среди которых присутствуют наконечники стрел и копий, ножи и топоры, в том числе боевые с вырезным обухом и оттянутым вниз лезвием, широко распространённые в древнерусских курганных могильниках XI-XII веков.
Многочисленные находки монет – арабских дирхемов и западноевропейских денариев, а также предметов импорта свидетельствуют об участии местного населения в международной торговле. Среди привезённых товаров: стеклянные бусы, шиферные пряслица и гончарная посуда.
|
Основными результатами полевого этапа работ экспедиции стало уточнение хронологических границ функционирования могильника, которые теперь укладываются в период с середины VIII до XI века, выявление трёх последовательных этапов совершения захоронений, а также исследование погребений второй половины XI века, которые по составу погребального инвентаря более тяготеют к древнерусской, нежели к финно-угорской культуре. Последнее обстоятельство ставит новые вопросы, которые касаются характера контактов между местным и пришлым населением. Звягинский Второй могильник является уникальным памятником, который содержит свидетельства постепенного расширения территории Древнерусского государства в восточном направлении и включения в его орбиту областей Нижнего Поочья. Исследования могильника будут продолжены летом 2026 года.
Все артефакты, обнаруженные в ходе работы экспедиции, после реставрации и детального изучения войдут в состав фондового собрания Нижегородского музея-заповедника. В настоящее время ведется работа по подготовке выставки, которая откроется в Никольской башне Нижегородского кремля в ноябре 2025 года. На выставочной площади будут продемонстрированы предметы материальной культуры муромы, в том числе и находки, сделанные на Звягинском могильнике. Центральными экспонатами станут реконструкции мужского и женского костюмов, восстановленные по погребениям, раскопанным экспедицией в 2023 году. В число экспонируемых предметов войдут также предметы, обнаруженные в этом полевом сезоне.
|
Отдел маркетинга и рекламы
Нижегородского музея-заповедника
282-25-39
Кудрявцева Ольга Николаевна,
8-904-901-43-95
Фотографии предоставлены отделением РИО в Нижегородской области
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School