Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, на базе которого с 2013 года в Великом Новгороде работает отделение Российского исторического общества, предоставляет посетителям своего сайта возможность «прогуляться» по уникальному памятнику древнерусской архитектуры, выполненному в стиле западноевропейской готики, – Владычной (Грановитой) палате.
Это единственная дошедшая до наших дней постройка архитектурного комплекса Владычного двора, взглянуть на который также можно благодаря виртуальному туру. Согласно летописи с идеей сооружения двора выступил новгородский архиепископ Евфимий II. Его инициатива была реализована в 1430–1440 годах.
Осмотр первого этажа восточной – трехэтажной – части Владычной палаты начинается с Одностолпного зала. Предполагается, что изначально это помещение обладало особым статусом. Оно имело отдельный вход, оформленный на парадном южном фасаде в виде монументального портала, служивший, вероятно, единственным наружным парадным входом в палату. Сведений о первоначальном назначении и наименовании помещений в ранних источниках не обнаружено. Но можно предположить, что именно здесь проводились церемонии «всходов на погреб» для протопопа с братией, а в пасхальное воскресение – для всего собора.
Этот зал связан внутристенной лестницей с Готическим залом, расположенным на втором этаже. Здесь в деталях можно осмотреть, в частности, оклад иконы «Богоматерь Знамение» мастера Калины Рябкова, выполненный в 1854 году, а также панагии «Троица», «Богоматерь Знамение», «Сошествие во ад», «Избранные святые», «Распятие», «Евангелисты», изготовленные в 1320-е годы.
Внимание посетителей виртуального тура обязательно привлечет так называемая Келья архиепископа Иоанна (1163–1186), украшенная фресками XV века и росписью начала XIX века. Келья – это два небольших помещения на втором этаже западной двухэтажной части Владычной палаты. Сведения об их первоначальном назначении в ранних источниках не обнаружены. Самое раннее название – «две кельи, именуемые святителя Иоанна архиепископа новгородского» – сохранилось только со второй половины XVIII века. Видимо, в то время помещения уже связывали с архиепископом Иоанном. Вероятно, поэтому в начале 1820-х годов в Готическом зале палаты была устроена церковь Св. Иоанна Новгородского, а в Келье условно воспроизведена прижизненная обстановка помещения. Сохранившийся фрагмент фрески изображает двух ангелов, обращенных друг к другу. Они как бы осеняют вход над Келью.
На этом же этаже находится Старая крестовая палата. До нашего времени дошли несколько росписей, некогда украшавших палаты, – часть композиции «Святая София Премудрость Божия» XVII века в западном прясле северной стены, а также следы разгранок в аналогичном прясле напротив. Сведений о первоначальном назначении и наименовании зала в ранних источниках не обнаружено, а сообщения более поздних лет затруднительно сопоставить с каким-либо конкретным помещением. Тем не менее, вероятно, именно этот зал был упомянутой в источнике XVII века «выходной» палатой, в которой проходила церемония облачения священнослужителей и хранились богослужебные одежды.
На этом же этаже располагаются и Западные сени. Изначально это было одно из немногих помещений, имевших готическое сводчатое перекрытие с усложненным рисунком нервюр. Своды были богато декорированы орнаментальной полихромной росписью, фрагменты которой сохранились в основании нервюр.
На основании материалов сайта Новгородского государственного объединенного музея-заповедника.
29 марта 1891 года Александр III подписал указ о строительстве Транссиба
Информационно-образовательный проект Президентской библиотеки «Государика»
27 марта 2020 года состоялось заседание Президиума Российского исторического общества
Это демонстрационная версия модуля
Скачать полную версию модуля можно на сайте Joomla School
12 мая 2024 года отделение Российского исторического общества в Республике Марий Эл, действующее на базе Государственного архива Республики Марий Эл, приняло активное участие в организации работы праздничной площадки в рамках проведения традиционной Пасхальной ярмарки в Царевококшайском Кремле Йошкар-Олы.