Историко-документальный просветительский портал создан при поддержке фонда «История Отечества»

«Непокоренные: трагедия, героизм и сопротивление советских граждан в нацистских лагерях»
Фото с сайта: https://yandex.kz

В Музее Победы состоялось открытие выставки, призванной увековечить память об узниках концлагерей и их подвиге: проект «Непокоренные: трагедия, героизм и сопротивление советских граждан в нацистских лагерях» приурочен к 75-летию освобождения Освенцима войсками Красной армии и международному Дню памяти жертв Холокоста.

Выставка посвящена одной из самых страшных страниц не только истории Великой Отечественной войны, но и всей мировой истории – нацистским концентрационным лагерям, как сказал директор Музея Победы Александр Школьник.

«Это тяжелая тема потому, что крайне тяжело рассказывать о нечеловеческих страданиях, которые пришлось испытать людям в лагерях смерти. Но также и потому, что выставка неизбежно поднимает вопросы о том, как такое вообще могло быть, об ответственности тех, кто стоял за этими фабриками смерти, об идеях и мотивах таких злодеяний»,

– отметил он.

По его мнению, сохранение памяти о подвиге узников концлагерей способствует противодействию попыткам исказить роль Красной армии в освобождении пленных.

Александр Школьник также зачитал приветствие помощника Президента Российской Федерации Владимира Мединского. В тексте документа отмечалось, что лагерные движения Сопротивления «доказывают, что бесчеловечной жестокости гитлеровцев советским гражданам, оказавшимся в нацистском плену, удалось противопоставить беспримерное мужество и несокрушимую твёрдость духа, которые были основаны на вере в справедливость и неизбежность Победы».

На церемонии открытия выставки присутствовал Иван Степанович Мартынушкин, участник Великой Отечественной войны, старший лейтенант, командир роты 1087-го стрелкового полка 322-й дивизии 60-й армии 1-го Украинского фронта. Вместе с другими советскими солдатами 27 января 1945 года он освобождал концлагерь Освенцим. Иван Степанович поделился воспоминаниями о том важном дне его жизни. Он рассказал, что, когда он зашёл в лагерь, его переполняли чувства сострадания, жалости, возмущения. Впоследствии он узнал о том, что происходило в лагере, о его масштабах и количестве погибших там людей:

«О том, что это была не просто гибель людей, находящихся в таких тяжелых условиях, это было плановое уничтожение людей. Тогда наступил шок».

«Сейчас часто спрашивают: «А не пора ли уже закрыть эту страницу, не пора ли закончить об этом говорить? Столько лет прошло, и так далее» Но мне кажется, что, конечно же, не пора. Об этом нужно помнить, об этом нужно говорить», – подчеркнул он.

«Я считаю, что наша молодежь имеет право гордиться тем, что было в прошлом. Гордиться подвигами своих предков. Молодежь является нашими наследниками, хранителями памяти, и им предстоит эту память хранить и передавать другим поколениям»,

– сказал Иван Мартынушкин в завершение.

Музей Республики Сербской предоставил для выставки материалы о лагере Ясеновац – крупнейшем усташском лагере смерти на территории Югославии в период Второй мировой войны. Согласно оценкам исследователей, число убитых сербов составило более 500 тысяч человек, среди которых – 20 тысяч детей и 127 тысяч антифашистов, 40 тысяч цыган и 33 тысячи евреев.

«Геноцид над сербским народом никогда не должен быть забыт»,

– подчеркнул директор музея Миладин Савич.

Председатель правления Фонда Александра Печерского Илья Васильев отметил, что подобная выставка в Москве никогда не проводилась, а единственный похожий проект был реализован в Баку 50 лет назад.

Выставка в Музее Победы рассказывает об истоках расовой теории, о развитой и продуманной системе концентрационных лагерей, об узниках и героях Сопротивления. Здесь собрана обширная коллекция личных вещей узников, документов и других материалов из Освенцима, Заксенхаузена, Маутхаузена, Бухенвальда, Майданека, Собибора и других лагерей – всего порядка 30. Здесь представлено более 100 фотоматериалов и художественных работ – акварель, графика, плакаты, рассказал Александр Школьник.

В рамках церемонии открытия выставки также состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Музеем Победы и Музеем Республики Сербской.

Основными организаторами проекта стали Музей Победы и Фонд Александра Печерского, Российское историческое общество, Российское военно-историческое общество при участии Мемориала Ясеновац (Хорватия), Мемориального комплекса Фальстад (Норвегия), Музея народного освобождения Марибор (Словения).

Текст: Вера Марунова

ВОЗМОЖНО, ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

В Доме РИО подвели итоги первого этапа конкурса «Уроки Победы»

«Мы – единое пространство». Встречи с казанскими учёными

77 лет назад 18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Поиск по сайту

Мы в соцсетях

Вестник №1/2024

ЗАПИСЬ НА ЭКСКУРСИЮ

КНИГИ

logo.edac595dbigsmall.png

Новости Региональных отделений

В Якутске к 300-летию РАН открылась выставка «Календарь российской истории»

В Якутске к 300-летию РАН открылась выставка «Календарь российской истории»

В преддверии дня Республики Саха (Якутия) и в ознаменование 300-летия Российской академии наук 25 апреля 2024 года в Институте гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН состоялось открытие выставки «Календарь российской истории: коллекция календарей Михаила Друзьянова».

 

В Алтайском крае состоялась XII открытая межвузовская Олимпиада «Вехи истории»

В Алтайском крае состоялась XII открытая межвузовская Олимпиада «Вехи истории»

24 апреля 2024 года в рамках Дней молодёжной науки в Алтайском государственном университете состоялась двенадцатая открытая межвузовская олимпиада «Вехи истории».

 

В музее-панораме «Сталинградская битва» открылся кинолекторий, посвящённый Ю.В. Бондареву

В музее-панораме «Сталинградская битва» открылся кинолекторий, посвящённый Ю.В. Бондареву

24 апреля 2024 года в музее-панораме «Сталинградская битва» начал свою работу кинолекторий, посвящённый творчеству участника Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы, писателя и сценариста, одного из основоположников литературного направления, получившего название «лейтенантская проза», Юрия Васильевича Бондарева.

Прокрутить наверх